Пейзаж в лирике А. С. Пушкина  

Разделы

Литература     Сочинения    Биографии                  Краткое содержание
Топики по английскому
География
Физика        Кроссворды      Опыты          Биографии
Химия                    Опыты        Кроссворды Шпаргалки
Экзамен
Программы

Информация о школе

Учителя
  Выпускники

Разное

Об авторе
Гостевая
Новости сайта

S1226 > Литература > Сочинения  > А. С. Пушкин

 

Большое место в творчестве Пушкина занимает пейзажная лирика. Пейзаж в поэзии Пушкина менялся вместе в самим поэтом. В разные периоды своего творчества Пушкин по-разному изображал природу. На протяжении всего творческого пути усложнялась функция пейзажа в лирических произведениях поэта.

В лицейские годы Пушкин пробует себя в разных жанрах и на­правлениях. В это время лирика Пушкина еще во многом подража­тельна. Подражателен и пейзаж в стихотворениях этого периода. Например, в «Воспоминаниях в Царском Селе» Пушкин рисует ос-сианический пейзаж, основываясь на традициях средневекового балладного изображения природы. В первой части стихотворения «Деревня» Пушкин, подражая античным авторам, создает идилли­ческий пейзаж.

Находясь в южной ссылке, Пушкин посвятил немало стихо­творных строк описанию южной природы. Пока это только крым­ский морской пейзаж, позже, побывав на Кавказе, Пушкин создает серию стихотворений с изображением кавказской горной природы. Стихотворения с южным пейзажем связаны в творчестве Пушкина с романтизмом. Пушкин-романтик восхищался морем, бескрайним пространством, свободной, ни от кого не зависящей стихией. Боль­ше всего он любил морскую бурю, в которой видел романтический бунт:

Взыграйте, ветры, взройте воды,
Разрушьте гибельный оплот.
Где ты, гроза - символ свободы?
Промчись поверх невольных вод.

В стихотворении «Узник» тоже есть романтический пейзаж:

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляет лишь ветер... да я!

Это стихотворение символично, в нем присутствуют все роман­тические символы свободы: гора, море, орел, ветер. Темница симво­лизирует земное существование человека, томящегося по романти­ческому идеалу.

Лирический герой романтических стихотворений Пушкина не смог слиться с морской стихией, океаном, не смог стать таким же свободным:

Ты ждал, ты звал... я был окован,
Вотще рвалась душа моя,
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я.

Поэтому Пушкин прощается с романтическим пейзажем и со всем романтизмом в послании «К морю».

В любовных стихотворениях Пушкина часто переживания ли­рического героя следуют за южным пейзажем. В любовной жизни «На холмах Грузии...» описание «ночной мглы», с которого начи­нается стихотворение, противопоставляется светлой, наполненной любовью речи лирического героя. Романтическая любовь, таинст­венная страсть в стихотворениях Пушкина может изображаться только в сочетании с южной экзотической природой. В стихотворе­нии «Ненастный день потух...» унылая северная природа противо­поставляется яркому южному пейзажу, при воспоминании о кото­ром лирический герой сразу же вспоминает и свою страстную лю­бовь.

После южной ссылки в творчестве Пушкина наблюдается пово­рот к реализму. Экзотический крымский пейзаж сменяется реалис­тическим описанием русской природы. Русский пейзаж в стихотво­рениях Пушкина можно разделить на осенний и зимний; зим­ний - на ночной и утренний; осенний - на романтически припод­нятый и подчеркнуто стихийный, реалистический.

В стихотворении «Румяный критик мой...» некрасивый, сни­женный пейзаж иллюстрирует поэтическую позицию Пушкина, его отказ от романтизма и утверждение реализма в творчестве.

В «Осени», наоборот, мы видим торжественно-романтическое, особенное изображение осени. Это позволяет Пушкину показать свое глубоко личностное восприятие природы, особенно осенней природы. Пушкин так описывает свою «странную» любовь к осени:

Мне нравится она,
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою нравится. На смерть осуждена,
Бедняжка клонится без ропота, без гнева
Играет на лице еще багровый цвет,
Она жива еще сегодня, завтра нет.

Пушкин воспринимает осень как смерть, но поэт говорит, что смерть тоже может быть красивой. Со смертью природы, осенью пробуждается поэт, его организм приходит в норму, и вместе со здоровьем организма возвращается вдохновение, поэт чувствует прилив сил, его душа просыпается, и он начинает творить:

И забываю мир - и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне...

Стихотворения с зимним утренним пейзажем всегда оптимисти­ческие, жизнеутверждающие; лирический герой этих стихотворе­ний восхищается красотой природы и радуется жизни:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами...

Ночной зимний пейзаж в стихотворениях Пушкина всегда страшный, мрачный, туманный:

Мчатся тучи, вьются тучи,
Невидимкою луна
Освещает снег летучий.

В стихотворении «Бесы» пейзаж символичен: дорога - это жизненный путь человека, буря - жизненная буря, бесы - чело­веческие страсти, сбивающие людей с истинного пути.

Символический пейзаж мы встречаем и в таких стихотворениях Пушкина, как «Анчар» и «Пророк». Анчар - это символ зла в мире, а пустыня в «Пророке» символизирует духовную пустыню, духовное перепутье человека.

В последние годы жизни Пушкин пишет все больше стихотворе­ний на философские темы. Пейзаж в этих стихотворениях стано­вится тоже философским, теперь он напрямую связан с философ­скими размышлениями лирического героя. Проанализируем два стихотворения с философским пейзажем - «Брожу ли я...» и «Вновь я посетил...».

В стихотворении «Брожу ли я...» мы видим философский кон­фликт между вечной природой и смертным человеком. Лирический герой размышляет о бренности земного существования человека, о быстротечности жизни, о смерти. Природа выступает здесь как символ красоты, гармонии. Она вечна в своей красоте, потому что в ней все время происходит естественный круговорот.

Поколения людей тоже сменяют друг друга, но человек не вечен, потому что отдельный человек и человечество не одно и то же. Природа равнодушна, у ней нет души, она безлика, а каждый человек - это неповторимая индивидуальность. Лирическому герою стихотворения ничего не остается делать, как смириться с ес­тественным ходом природы:

И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.

Пушкин решает этот философский конфликт между природой и человеком в стихотворении «Вновь я посетил...». Спасение челове­ка от забытья смерти Пушкин видит в продолжении рода. Пейзаж помогает поэту выразить эту мысль.

В стихотворении «Я памятник себе воздвиг...» Пушкин говорит о другом способе жить вечно:

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит -
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жить будет хоть один пиит.

Таким образом, пейзаж в лирике Пушкина проходит сложную эволюцию, его функции в стихотворениях связаны непосредственно с периодами творчества поэта. В стихотворениях лицейского перио­да, подражая известным авторам, молодой Пушкин пробует себя в создании разных типов пейзажа: идиллического, оссианического... В период увлечения поэтом романтическими идеалами пейзаж в стихотворениях становится тоже романтическим, он часто сочетает­ся с описаниями любовных переживаний лирического героя. В Ми­хайловский период Пушкин реалистически изображает русскую природу, утверждая реализм в своем творчестве. В поздней лирике Пушкина пейзаж выполняет символическую и философскую функ­ции, помогая поэту в выражении особой философской позиции.

 

Поиск: на

Автор проекта: Богомолов Федор

Rambler's Top100

Hosted by uCoz