Подробный анализ произведения Булгакова "Мастер и Маргарита"

Разделы

Литература     Сочинения    Биографии   Библиотека
Топики по английскому
География
Физика        Кроссворды      Опыты          Биографии
Химия                    Опыты        Кроссворды Шпаргалки
Экзамен
Программы

Информация о школе

Учителя
  Выпускники

Разное

Об авторе
Гостевая
Новости сайта
  S1226 > Литература > Сочинения  > Булгаков

 

            Содержание

Введение

Глава 1. Борьба добра и зла в героях романа
§1. Образ Иешуа

§2. Образ Мастера
§3. Образ Понтия Пилата

Глава 2. Сила зла, творящая добро
§1. Образ Воланда

§2. Образ Маргариты

Заключение

 


Заключение
   
Значительное значение булгаковского романа восходит к нравственным заповедям древнего мира, к фольклорным формулам справедливости с их прозрачной символикой - бесы, жертвоприношение, распятье. Вклад Булгакова в вечную тему, его новаторство прослеживаются на каждой странице «Мастера и Маргариты»: прямо - в декларациях Мастера, Иешуа. Воланда, Пилата, косвенно - в сатирических эпизодах, утверждающих авторский идеал. Свобода человеческого духа и духовность нравственного выбора неизменно волнует автора. Образы персонажей романа невозможно свести к определенным типам: они собирательны. Бесспорными представляются автобиографичность образа Мастера и значительное проецирование образа Маргариты на Е. С. Булгакову. Образы романа перекликаются друг с другом. Зеркальная симметрия связывает Понтия Пилата и Воланда, Ивана Бездомного и Левия Матвея, Низу и Маргариту. Многие взгляды, поступки, проблемы аналогичны у Иешуа и Мастера, Мастера и Понтия Пилата.
    Представители духовного начала (которое, по Булгакову, бессмертно) сосуществуют, признавая положение друг друга в космической иерархии: Иешуа по отношению к Воланду, Воланд - к Иешуа и Мастеру, Мастер - к Бездомному.
    С помощью средств фантастики и гротеска автор сумел возвести свои персонажи на высшую ступень типизации, создать художественные типы - ярко индивидуализированные (Понтий Пилат), философски значимые (Воланд). Каждый значительный тип несет в себе противоречие и в то же время выражает определенную идею. Типы в произведении Булгакова имеют гипотетический характер и усиливают философскую значимость всей художественной системы романа. Центральные персонажи являются не столько характерами, сколько типами персонифицированного сознания. Бессмертие служит для писателя предметом дискуссии. На отношение к идее бессмертия строятся все основные типы сознания героев романа: эстетическое Мастера, эмоциональное Маргариты, «государственное» Пилата, массовое сознание и, наконец, сознание нравственного абсолюта Иешуа.
    Однако наличие подобной структуры не приводит к превращению персонажей в носителей авторских идей. Все действующие лица - это живые люди с яркими портретными характеристиками и другими запоминающимися качествами.
Ни один из главных героев не вызывает отрицательного отношения. Даже Воланд. который традиционно должен внушать страх, вызывает скорее улыбку и сочувствие тому, как ловко он выводит не чистую воду людей, подобных Берлиозу, Лиходееву или Босому. Все главные герои вызывают несомненную симпатию, не являясь в то же время идеальными.
    В романе Булгакова живет глубокая вера в непреложные нравственные законы. Вслед за Кантом писатель считает, что нравственный закон заключает внутри человека не должен зависеть от религиозного страха перед грядущим возмездием. Проблемы любви и равнодушия, трусости и раскаяния, добра и зла раскрыты во всем блеске его мастерства. Они присутствуют в обрисовке каждого из центральных образов.
 


Использованная литература

Абрагам П. Павел Флоренский и Михаил Булгаков // Философские науки. - 1990 - №7

Абрагам П.Р. Роман «Мастер и Маргарита» М.Булгакова в аспекте литературных традиций. - М., 1989

Акимов В.М. Свет художника, или Михаил Булгаков против Дьяволиады. - М., 1995

Андреев П. Беспросветье и просвет. // Литературное обозрение. - 1991 - № 5

Бабинский М.Б. Изучение романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» в XI классе. - М., 1992

Барков А.Н. О Булгакове, Маргарите и мастерах социалистической литературы. - Киев, 1990

Барков А. О чем говорят парадоксы // Литературное обозрение. - 1991 -№5

Белый А. О «Мастере и Маргарите» // Вестник русского христианского движения. - Париж, 1974 -№ 112 ( 113 )

Булгакова Е.С. Дневник Елены Булгаковой. - М., 1990

Булгаков Михаил. Избранное. - М., 1980

Булгаков М.А. Под пятой: Мой дневник. - М., 1990

Вахитова Т.М. Проблема власти в романе «Мастер и Маргарита» // Творчество Михаила Булгакова / АН СССР Ин-т рус. лит. (Пушк. дом). - Л., 1991, кн.2

Виноградов И. Завещание Мастера // Вопросы литературы. - 1968 - №6

Вулис А.В. Литературные зеркала. - М., 1991

Вулис А.В. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». - М., 1991

Гаврюшин И.К. Нравственный идеал и литургическая символика в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» // Творчество Михаила Булгакова / АН СССР Ин-т рус. лит. ( Пушк. дом). кн. 3

Галинская И.Л. Загадки известных книг. - М., 1986

Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы: Очерки рус. лит. ХХ в. ( ст. Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»; Новый Завет в произведениях М.А.Булгакова ). - М., 1994

Ермолинский С.А. Из записок разных лет. - М., 1990

Казаркин А.П. Литературно-критическая оценка. - Томск, 1987

Казаркин А.П. Истолкование литературного произведения ( Вокруг «Мастера и Маргариты» М.Булгакова Кемерово, 1988

Камараш И. За мной, читатель! Восприятие, трактовка и эффект романа «Мастер и Маргарита» в Венгрии: Лит. - социол. исследование. - Будапешт, 1984

Киселева Л.Ф. Диалог добра и зла в романе «Мастер и Маргарита» // Литературные традиции в поэтике М.Булгакова: Межвуз. сб. науч. тр. - Куйбышев, 1990

Кораблев А.А. Евангелие от Дьявола ( эзотерическая интерпретация романа «Мастер и Маргарита» ) Тезисы Республиканских Булгаковских чтений. - Черновцы, 1991

Лакшин В.Я. Булгакиада. - Киев, 1991

Лакшин В.Я. О прозе М.А.Булгакова и о нем самом // Булгаков М. Избранная проза. - М., 1966

Лакшин В.Я. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» // Новый мир. - 1968 - № 6

Лосев В.В. Вступ. ст. к кн. Булгаков М.А. Великий канцлер: Черновые ред. романа «Мастер и Маргарита». - 1992

Макаровская Г. и Жук А. О романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» // Волга - 1968 - № 6

Метченко А. Современное и вечное. В сб.: Эстетика сегодня ( актуальные проблемы ). - М., 1971

Миллиор Е. Размышления над романом М.Булгакова «Мастер и Маргарита». - Л., 1975

Михаил Булгаков: современные толкования: к 100-летию со дня рождения. 1891-1991. Сб. обзоров / АН СССР. ИНИОН. - М., 1991

Мягков Б.С. Булгаковская Москва. - М., 1993

Немцев В.И. Михаил Булгаков: становление романиста. - Самара, 1991

Николаев П.А. М.Булгаков и его главная книга // Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. - М., 1988

Новиков В.В. Михаил Булгаков - художник.

М., 1996

Палиевский П.В. Последняя книга М.Булгакова // Литература и теория. - М., 1979

Палиевский П.В. Шолохов и Булгаков. - М., 1993

Паршин Л.К. Чертовщина в Американском посольстве в Москве, или 13 загадок Михаила Булгакова. - М., 1991

Пенкина Е.О. Реализация идей русского экзистенциализма в творчестве М.А.Булгакова ( «Мастер и Маргарита» ) // Тезисы Республиканских Булгаковских чтений. - Черновцы, 1991

Петелин В.В. Возвращение мастера: ст. о М.А.Булгакове. - М., 1986

Петелин В.В. Михаил Булгаков. - М., 1989

Рашковский Е.Б. Владимир Соловьев: Учение о природе философского знания // Вопросы философии. - 1982 - № 6

Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» в школьном изучении. - Кировоград, 1991

Рощин М.М. Мастер и Маргарита. - М., 1987

Санр Азиз Функции метафоры в художественном тексте и ее лингвопрагматическая интерпретация ( на материале романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» ). - М., 1993

Сидоров Е. М.А.Булгаков // Михаил Булгаков. Избранное. - М., 1980

Симонов К. О трех романах Михаила Булгакова // Михаил Булгаков. Романы. - Л., 1978

Скорино Л. Лица без карнавальных масок // Вопросы литературы. - 1968 - № 6

Смелянский А.М. Уход. - М.. 1988

Соколов Б.В. Михаил Булгаков: ( 100 лет со дня рождения ). - М., 1991

Соколов Б.В. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». - М., 1991

Степанюк Д.М. Писатель и власть ( Из эпистолярного наследия М.Булгакова ) // Тезисы Республиканских Булгаковских чтений. - Черновцы, 1991

Творчество Михаила Булгакова. - Томск, 1991

Утехин Н.И. Исторические грани вечных истин ( «Мастер и Маргарита» М.Булгакова ) // В сб. Современный советский рассказ. Философские аспекты. - Л., 1979

Химич В.В. «Странный реализм» М.Булгакова. - Екатеринбург, 1995

Чеботарева В.А. Рукописи не горят: ( о творчестве М.А.Булгакова ). - Баку, 1991

Черникова Г.О. О некоторых особенностях философской проблематики романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита». - М., 1971

Чудакова М.О. Гоголь и Булгаков // Гоголь: история и современность. - М., 1985

Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. - М., 1988

Шварц А.Л. Жизнь и смерть Михаила Булгакова. - Tenafly ( № 7 ), 1988

Шенцева Н.В. и др. Новое о Булгакове. - Йошкар-Ола, 1993

Эрастова А.В. Традиции философского романа Ф.М.Достоевского в прозе М.А.Булгакова ( «Братья Карамазовы» и «Мастер и Маргарита» ). - Нижний Новгород, 1995

Яновская Л.М. Творческий путь Михаила Булгакова. - М., 1983

 

Поиск: на

Автор проекта: Богомолов Федор

Rambler's Top100

Hosted by uCoz