Обломовщина и штольцевщина как типы жизни  

Разделы

Литература     Сочинения    Биографии   Библиотека
Топики по английскому
География
Физика        Кроссворды      Опыты          Биографии
Химия                    Опыты        Кроссворды Шпаргалки
Экзамен
Программы

Информация о школе

Учителя
  Выпускники

Разное

Об авторе
Гостевая
Новости сайта

S1226 > Литература > Сочинения  > И. А. Гончаров

 

 

Проголосуйте за наш сайт!

Лидер недели Конкурса персональных страниц WebПризнание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В романе «Обломов» Гончаров представил два типа жизни: жизнь - в движении и жизнь - в состоянии покоя, сна. Мне ка­жется, первый тип жизни характерен для людей с сильным харак­тером, энергичных и целеустремленных. А второй тип - для натур спокойных, ленивых, беспомощных перед жизненными трудностя­ми. Конечно, автор, чтобы точнее изобразить эти два типа жизни, немного преувеличивает черты характера и поведения героев, но основные направления жизни указаны верно. Я считаю, что в каж­дом человеке живет и Обломов, и Штольц, но какой-то из этих двух типов характеров все-таки преобладает над другим.

По мнению Гончарова, жизнь любого человека зависит от его воспитания и от его наследственности. Итак, Обломов воспитывал­ся в дворянской семье с патриархальными традициями. Его родите­ли, как и деды, жили ленивой, беззаботной и беспечной жизнью. Им не нужно было зарабатывать себе на жизнь, они ничего не дела­ли: за них работали крепостные крестьяне. При такой жизни чело­век погружается в непробудный сон: он не живет, а существует. Ведь в семье Обломова все сводилось к одному: поесть и поспать. Особенности жизни семьи Обломова повлияли и на него самого. И хотя Илюшенька был живым ребенком, постоянная опека матери, избавляющая его от возникших перед ним трудностей, слабохарак­терный отец, постоянный сон в Обломовке - все это не могло не сказаться на его характере. И Обломов вырос таким же сонным, апатичным и не приспособленным к жизни, как и отцы и деды. Что касается наследственности, то автор точно уловил характер русско­го человека с его леностью, небрежным отношением к жизни.

Штольц же, напротив, вышел из семьи, принадлежащей к наи­более бойкому и расторопному классу. Отец был управляющим бо­гатого имения, а мать - обедневшей дворянкой. Поэтому Штольц обладал большой практической смекалкой и трудолюбием вследст­вие немецкого воспитания, а от матери он получил богатое духов­ное наследство: любовь к музыке, поэзии, литературе. Отец научил его, что в жизни главное - деньги, строгость и аккуратность. И Штольц не был бы сыном своего отца, если бы не достиг богатства и уважения в обществе. В отличие от русских людей, для немцев ха­рактерна чрезвычайная практичность и аккуратность, что постоян­но проявляется в Штольце.

Так в самом начале жизни для главных героев была заложена программа: прозябание, сон - для Обломова, энергия и жизнедея­тельность - для Штольца.

Основная часть жизни Обломова прошла на диване, в халате, в бездействии. Несомненно, автор осуждает такую жизнь. Жизнь Об­ломова можно сравнить с жизнью людей в Раю. Он ничего не дела­ет, все ему приносят на «блюдечке с голубой каемочкой», проблемы решать не хочет, видит чудесные сны. Его выводит из этого Рая сначала Штольц, а потом Ольга. Но Обломов не выносит реальной

жизни и умирает. Ведь для жизни такого человека, как для содер­жания какого-то растения, нужны тепло, спокойствие, вкусная еда. Обломов в таких условиях живет привольно, а Штольц бы умер без движения. Штольц не может сидеть на месте. Он, как Фауст, посто­янно путешествует. Всего того, что он наметил, - он достиг. Такие люди всегда стоят на руководящих должностях. Их жизнь идет как по маслу. Ведь если Штольцу попадется какая-нибудь непреодоли­мая трудность, он спокойно уходит. Если Обломов живет больше душой, чувствами, то Штольц разумом, у него ум властвует над сердцем.

В душевном плане жизнь Обломова и Штольца также очень сильно отличается. Несмотря на то что Обломов находится в бездей­ствии, он постоянно мучается тем, что ничего не может сделать. Штольц же, напротив, всегда душевно спокоен. Обломов не удовле­творен своей жизнью, Штольц - доволен. Да, Штольц движется, но движется в горизонтальном направлении. Он каким был в дни своей молодости, таким и остался. В нем не произошло духовного развития или, наоборот, падения. Не заметно, что этот человек по­старел к концу своей жизни, что поменялись его принципы. Обло­мов же постепенно идет вниз и постепенно угасает. Перед смертью его существование близко к существованию животного. Он смирил­ся и покорился своей невозможности жить и действовать. А чело­век, который смирился, уже не живет. На примере Обломова можно увидеть, что жизнь - состояние движения. Спать можно только в могиле или в Раю. Его вырвали из Рая - значит, остается одно - смерть.

В жизни каждого человека в определенный период появляется любовь. И Обломов, и Штольц прошли проверку любовью. Но Штольца любовь лишь слегка потревожила, а Обломова подтолкну­ла к пропасти. Для Ольги любовь - дом, забота о других. А Обло­мов не способен заботиться о самом себе, не то что о других. При такой жизни Обломову необходима любовь не равноправная, а ма­теринская, как любовь Агафьи Пшеницыной. Штольцу, при его по­стоянном движении и самостоятельности, нужна равная ему по взглядам и силе женщина. Этой женщиной была Ольга. Необходи­мо заметить, что сама Ольга мечтала о муже, который был выше ее по уму и душевным качествам. Именно своими душевными качест­вами привлек Ольгу Обломов. Несмотря на то что жизнь его - покой, он сохранил душевную красоту. Но Ольга из практичности и ума Штольца и души Обломова - выбрала ум и спокойствие. И в конце произведения почти раскаивается.

 

Поиск: на

Автор проекта: Богомолов Федор

Rambler's Top100

Hosted by uCoz