Краткое содержание и анализ произведения Л.Н. Толстого "После бала"

Разделы

Литература     Сочинения    Биографии   Библиотека
Топики по английскому
География
Физика        Кроссворды      Опыты          Биографии
Химия                    Опыты        Кроссворды Шпаргалки
Экзамен
Программы

Информация о школе

Учителя
  Выпускники
Герб
Фото школы

Разное

Об авторе
Гостевая
Форум
Новости сайта

 

 

ПОСЛЕ БАЛА 
(Рассказ. 1911)
Иван Васильевич — главный герой, рассказчик. Его повествование 
переносит слушателей в обстановку российского провинциального 
города 1840-х гг. В то время И. В. учился в уни верситете, ни в каких 
кружках не участвовал, а просто жил, «как свойственно молодости».
Однажды случилось ему быть «в последний день масленицы на бале 
у губернского предводителя». Там оказалась и его возлюбленная — 
Варенька Б. Особо И. В. останавливается на «бестелесности» своей 
страсти к молодой красивой женщине, стремясь создать у слушателей 
впечатление чуть ли не «ангелоподобности» своего внутреннего 
состояния: «...Я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то 
неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро». 
Умиление собой, Варенькой постепенно переносится И. В. на всех 
присутствующих: на добродушного хлебосольного предводителя и его 
супругу, даму с пухлыми белыми открытыми плечами (И. В. подчер-
кивает ее сходство с парадными портретами императрицы Елизаветы 
Петровны), на отца Вареньки, полковника Б., и даже на инженера 
Анисимова, отбившего у него первую мазурку с Варенькой. «Я обнимал 
в то время весь мир своей любовью». Эта поистине божественная, 
братская любовь, открывшаяся И. В. в последний день масленицы, 
накануне Великого поста, странным образом санкционируется в 
изображении Толстого языческими, в целом — кощунственными 
законами бального светского увеселения.
Дальнейшие события происходят с И. В. уже на следующее утро, в 
первый день Великого поста. Случайно он становится свидетелем 
варварской экзекуции — обряда наказания шпицрутенами беглого 
татарина. Сцена экзекуции — кривое зеркало бального ритуала. 
Восприятие И. В. невольно фиксирует эти искаженные соответствия. 
Мелодия мазурки накладывается на визгливый аккомпанемент барабана 
и флейты, ритм танцевальных па — на чеканный взмах солдатских рук 
и хлесткий посвист палочных ударов, танец Вареньки с отцом — на 
адский «танец» истязаемого под пыткой татарина и идущего с ним в 
паре «твердой, подрагивающей походкой» полковника Б. Вместо 
«бестелесной» Вареньки — «пестрое, мокрое, красное» «тело 
человека»: «Братцы, помилосердуйте». Это «братцы», эта явная 
аналогия с Голгофой недвусмысленным образом перекликаются с 
мотивом братской, общечеловеческой любви, испытываемой И. В. во 
время бала. В его воображении чудовищно переплетаются, казалось бы, 
несходные миры: духовный и плотский, христианский и языческий, 
божественный и демонический. Масленичный бал, язычески-
фарисейская официозная культура порождают идею всечеловеческой 
любви, а «современная Голгофа», увиденная в начале поста, наоборот, 
являет не лик страдающего за человечество Христа, а безобразное 
кровавое месиво истязуемой человеческой плоти. Сатана служит Богу, 
Бог — сатане, и все это объединяется общим символом 
ритуализованной пляски. Все это для Толстого «лжекультура», 
«культура-оборотень», отрицающая сама же себя.
В отличие от автора И. В. не в состоянии принять открывшуюся ему 
истину. «Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю», — думал И. 
В. про полковника, наблюдая, как тот легко и привычно от бала 
переходит к экзекуции, от «духа» к «плоти», не меняя, по сути, своего 
поведения. И. В. так и «не посвятили» в тайны светских «приличий», 
оправдывающих подобное «оборотничество». Он остался «по ту 
сторону» совершаемого носителями официальной морали добра и зла. 
Не вникнув в современные ему постулаты «пристойного» поведения, И. 
В. в то же время не поверил и своему естественному, еще не испор-
ченному обществом моральному чувству. Отказ от военной службы и 
женитьбы на Вареньке — это не столько протест, сколько духовная 
капитуляция И. В. перед хаосом современной ему культуры.
Петр Владиславович (Полковник Б.) — отец Вареньки, воз-
любленной Ивана Васильевича. П. В. — «воинский начальник типа 
старого служаки николаевской выправки». Это, однако, не мешает ему 
грациозно исполнить мазурку в паре со своей дочерью во время бала. П. 
В. и на службе, и в свете привык все делать «по закону». Следуя 
правилам бального этикета, перед танцем он не забывает освободиться 
от шпаги и надеть замшевую перчатку на правую руку. Эта чиновничья 
пунктуальность, принципиально не различающая сферы официального 
и приватного поведения, по ходу повести еще раскроет свой зловещий 
смысл рассказчику Ивану Васильевичу, а пока он с упоением следит за 
танцующей парой, испытывая к отцу Вареньки «какое-то восторженно-
нежное чувство».
На другое утро перед рассказчиком предстает все тот же и 
одновременно страшно другой П. В. Столь же методично, как он в 
собрании готовился к танцу, сейчас, на плацу, он со знанием дела 
совершает обряд экзекуции беглого солдата. Держать правой рукой в 
замшевой перчатке за талию свою дочь во время мазурки и бить той же 
рукой в замшевой перчатке по лицу солдата, сбившегося с ритма 
наказания палками, — для П. В. не имеет особой разницы. В сознании 
Ивана Васильевича образ П. В. начинает раздваиваться, приобретая 
чуть ли не инфернальный смысл. Разрозненные детали портрета и 
жесты вдруг стягиваются воедино, являя взору леденящий душу 
«фоторобот». Нежный поцелуй в лоб дочери после танца и 
подчеркнутое портретное сходство с Николаем I живо обнажают смысл 
этого общеизвестного иудиного жеста. А красивая, статная, высокая 
фигура П. В., его румяное лицо, белые усы, белые бакенбарды, 
«ласковая радостная улыбка... в его блестящих глазах и губах» — эти 
портретные детали П. В. не только переходят из сцены бала в эпизод 
экзекуции, но и неожиданно повторяются в ангельском, «бестелесном» 
облике его дочери Вареньки: «высокая, стройная, грациозная и 
величественная», во всем белом и опять-таки «ее сияющее, 
зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза». Недаром, 
когда Ивану Васильевичу впоследствии приходилось видеть улыбку на 
лице Вареньки, он «сейчас же вспоминал полковника на площади», и 
ему «становилось как-то неловко и неприятно...». По ходу 
развертывания сюжета ангельское и иудино начинают 
противоестественно просвечивать друг через друга в облике и П. В., и 
Вареньки, обнажая «оборотническую» природу современной Толстому 
христианской культуры.

Поиск: на

Автор проекта: Богомолов Федор

Rambler's Top100

Hosted by uCoz