СЛЕПОЙ МУЗЫКАНТ
Этюд
(1886)
Попельский Петр (Петя, Потрусь, Петрик) — главный герой.
Подзаголовком — «этюд» — автор, очевидно, хотел выразить
экспериментальный характер своего произведения, связанный не только
с чисто литературными, но и с естественнонаучными, медицинскими
проблемами. «Основной психологический мотив этюда составляет
инстинктивное, органическое влечение к свету», — писал автор в
предисловии к шестому изданию своей повести. Подробнее он
рассуждал в одном из писем: «Мне говорили часто и говорят еще
теперь, что человек может тосковать лишь о том, что он испытал.
Слепорожденный не знал света и не может тосковать по нем. Я вывожу
это чувство из давления внутренней потребности, случайно не
находящей приложения. Концевой аппарат испорчен — но весь
внутренний аппарат, реагировавший на свет у бесчисленных предков,
остался и требует своей доли света».
П. родился в богатой семье помещика Юго-Западного края. Мать,
установив его слепоту, пыталась окружить младенца излишней опекой,
начала баловать его, но ее брат Максим, потерявший на войне ногу,
потребовал, чтобы к племяннику не проявляли «глупую заботливость,
устраняющую от него необходимость усилий». И в дальнейшем дядя
Максим оставался строгим и добрым другом П., не позволяя ему
чувствовать свою неполноценность, в конце концов вселив в него
уверенность в возможность духовного прозрения, что и происходит в
финальной сцене повести: П., уже испытавший счастье семейной жизни,
отец зрячего сына, став пианистом, завораживает своей игрой огромный
зал.
Повесть, редкая по силе оптимизма, дающая убедительный пример
несломленной судьбы, поэтичная и правдивая в деталях, не раз
вызывала сугубо профессиональные споры, сводившие ее содержание к
проблеме убедительности или неубедительности описания истории
болезни. К таковым относится выступление слепого профессора
психологии А. М. Щербины (1916). На критику Короленко отвечал так:
«Щербина — позитивист до мозга костей. Он или судьба за него
сделали то, что хотел сделать мой Максим. Разбил задачу на массу
деталей, последовательных этапов, разрешил их одну за другой... и это
закрыло от него дразнящую тайну недостижимого светящегося мира. И
он успокоился... в сознании. И уверяет, что он доволен и счастлив без
полноты существования. Доволен — да. Счастлив — наверное нет».