Краткое содержание и анализ произведения В.Г. Короленко "Слепой музыкант"

Разделы

Литература     Сочинения    Биографии   Библиотека
Топики по английскому
География
Физика        Кроссворды      Опыты          Биографии
Химия                    Опыты        Кроссворды Шпаргалки
Экзамен
Программы

Информация о школе

Учителя
  Выпускники
Герб
Фото школы

Разное

Об авторе
Гостевая
Форум
Новости сайта

 

 

СЛЕПОЙ МУЗЫКАНТ 
Этюд
(1886)
Попельский Петр (Петя, Потрусь, Петрик) — главный герой. 
Подзаголовком — «этюд» — автор, очевидно, хотел выразить 
экспериментальный характер своего произведения, связанный не только 
с чисто литературными, но и с естественнонаучными, медицинскими 
проблемами. «Основной психологический мотив этюда составляет 
инстинктивное, органическое влечение к свету», — писал автор в 
предисловии к шестому изданию своей повести. Подробнее он 
рассуждал в одном из писем: «Мне говорили часто и говорят еще 
теперь, что человек может тосковать лишь о том, что он испытал. 
Слепорожденный не знал света и не может тосковать по нем. Я вывожу 
это чувство из давления внутренней потребности, случайно не 
находящей приложения. Концевой аппарат испорчен — но весь 
внутренний аппарат, реагировавший на свет у бесчисленных предков, 
остался и требует своей доли света».
П. родился в богатой семье помещика Юго-Западного края. Мать, 
установив его слепоту, пыталась окружить младенца излишней опекой, 
начала баловать его, но ее брат Максим, потерявший на войне ногу, 
потребовал, чтобы к племяннику не проявляли «глупую заботливость, 
устраняющую от него необходимость усилий». И в дальнейшем дядя 
Максим оставался строгим и добрым другом П., не позволяя ему 
чувствовать свою неполноценность, в конце концов вселив в него 
уверенность в возможность духовного прозрения, что и происходит в 
финальной сцене повести: П., уже испытавший счастье семейной жизни, 
отец зрячего сына, став пианистом, завораживает своей игрой огромный 
зал.
Повесть, редкая по силе оптимизма, дающая убедительный пример 
несломленной судьбы, поэтичная и правдивая в деталях, не раз 
вызывала сугубо профессиональные споры, сводившие ее содержание к 
проблеме убедительности или неубедительности описания истории 
болезни. К таковым относится выступление слепого профессора 
психологии А. М. Щербины (1916). На критику Короленко отвечал так: 
«Щербина — позитивист до мозга костей. Он или судьба за него 
сделали то, что хотел сделать мой Максим. Разбил задачу на массу 
деталей, последовательных этапов, разрешил их одну за другой... и это 
закрыло от него дразнящую тайну недостижимого светящегося мира. И 
он успокоился... в сознании. И уверяет, что он доволен и счастлив без 
полноты существования. Доволен — да. Счастлив — наверное нет».

Поиск: на

Автор проекта: Богомолов Федор

Rambler's Top100

Hosted by uCoz