Экзамен по русскому языку

Разделы

Литература     Сочинения    Биографии   Библиотека
Топики по английскому
География
Физика        Кроссворды      Опыты          Биографии
Химия                    Опыты        Кроссворды Шпаргалки
Экзамен
Программы

Информация о школе

Ученики
Учителя
  Выпускники
Герб
Фото школы

Разное

Об авторе
Гостевая
Форум
Новости сайта

 

 

По русскому языку предлагаются билеты для проведения экзамена в общеобразовательных школах, школах с углубленным изучением предмета и национальных (нерусских) школах.

Для подготовки практических вопросов рекомендуем использовать пособие «Русский язык: Сборник текстов для проведения устного экзамена за курс основной школы. 9 кл.». - М.: Дрофа, 1999.

 

Общеобразовательная школа

Предлагаемые экзаменационные билеты являются примерными. Они составлены в соответствии с «Обязательным минимумом содержания общеобразовательных программ по русскому языку».

Билет включает два вопроса: теоретический и практический. Ответы на эти вопросы позволяют проверить:

- знания о языке и речи (знание необходимых и достаточных признаков языковых и речеведческих понятий, знание правил правописания);

- специальные учебные умения, предполагающие практическое владение языковым материалом на основе лингвистических понятий и разнообразных языковых правил;

- соблюдение норм литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, грамматических, стилистических);

- орфографическую и пунктуационную грамотность;

- умения и навыки в различных видах речевой деятельности.

Первый вопрос билета - теоретический. Он проверяет лингвистическую подготовку учащихся в области языка и речи, а также уровень овладения умением создавать собственное устное высказывание на лингвистическую тему Вопросы связаны с разными разделами школьного курса русского языка.

Второй вопрос билета на устном экзамене по русскому языку — практический. Он проверяет уровень практического владения учащимися русским языком и, как правило, предлагает многоаспектный анализ подобранного учителем текста по следующим параметрам:

- композиционно-содержательный анализ текста (определение темы, главной мысли текста, количества микротем и т.п.);

- стилистический анализ текста (обоснование принадлежности текста к определенному стилю речи, выделение характерных для стиля языковых средств и стилистических приемов);

- типологический анализ текста (выделение в тексте ведущего типа речи, указание на сочетание в тексте различных типовых фрагментов);

- языковой анализ отдельных элементов текста (фонетический, словообразовательный, лексический, морфологический разбор указанных учителем слов; синтаксический анализ словосочетаний и предложений);

- анализ правописания отдельных слов и пунктуации предложений (орфографический и пунктуационный разбор).

Ориентация устного экзамена на анализ текста отражает современный подход в обучении русскому языку на текстовой основе.

Такая направленность в обучении изменяет взгляд на проверку обученности учащихся и помогает выявить не только степень овладения грамматическими и правописными умениями и навыками, способность обобщать и систематизировать изученный материал, но и уровень сформированности речевых умений и навыков: проводить речеведческий анализ текста, его содержания и строения; умение передавать в выразительном чтении понимание читаемого текста; умение строить устное монологическое и диалогическое высказывание на экзамене.

В связи с этим целесообразно предлагаемый для анализа текст сопровождать тремя группами заданий:

1) задания, связанные с речеведческим анализом текста;

2) задания, предусматривающие разные виды языкового анализа (фонетического, лексического, словообразовательного, грамматического и других);

3) задания на проверку правописной грамотности выпускника. Особенность третьей группы заданий заключается в том, что, объясняя выбор правильного написания слова и расстановку знаков препинания, аттестуемый одновременно демонстрирует и свои знания в области грамматики, фонетики, состава слова и свое умение опираться на языковой анализ.

При выполнении заданий экзаменующийся имеет право обращаться к разным словарям.

Билет № 1

1. Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

2. Анализ текста.

Билет № 2

1. Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Богатство, красота, выразительность русского языка. Художественный текст в изучении русского языка.

2. Анализ текста.

Билет № 3

1. Классификация гласных и согласных звуков. Сильная и слабые позиции звуков.

2. Анализ текста.

Билет № 4

1. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Группы слов по лексическому значению.

2. Анализ текста.

Билет № 5

1. Группы слов по употреблению и происхождению.

2. Анализ текста.

Билет № 6

1. Фразеологизм: его лексическое значение, функции в предложении и тексте.

2. Анализ текста.

Билет № 7

1. Группы морфем (значимых частей слова): корневые и служебные (суффикс, приставка, окончание). Словообразовательные и словоизменительные служебные морфемы.

2. Анализ текста.

Билет № 8

1. Основные способы образования слов в русском языке.

2. Анализ текста.

Билет № 9

1. Части речи в русском языке, критерии их выделения.

2. Анализ текста.

Билет № 10

1. Именные части речи, их общие и отличительные признаки.

2. Анализ текста.

Билет № 11

1. Глагол как часть речи.

2. Анализ текста.

Билет № 12

1. Место причастия и деепричастия в системе частей речи.

2. Анализ текста.

Билет № 13

1. Неизменяемые самостоятельные части речи. Их морфологические и синтаксические признаки.

2. Анализ текста.

Билет № 14

1. Служебные части речи: предлог, союз, частицы. Их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.

2. Анализ текста.

Билет № 15

1. Словосочетание как единица синтаксиса. Типы связи слов в словосочетаниях. Виды словосочетаний по формологическим свойствам главного слова.

2. Анализ текста.

Билет № 16

1. Предложение как основная единица синтаксиса. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Морфологические способы ее выражения подлежащего и сказуемого.

2. Анализ текста.

Билет № 17

1. Простое предложение, его виды по цели высказывания. Восклицательные и невосклицательные предложения.

2. Анализ текста.

Билет № 18

1. Полные и неполные предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Предложения распространенные и нераспространенные.

2. Анализ текста.

Билет № 19

1. Второстепенные члены предложения. Основные морфологические способы выражения второстепенных членов предложения.

2. Анализ текста.

Билет № 20

1. Однородные члены предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения.

2. Анализ текста.

Билет № 21

1. Обособленные члены предложения. Уточнение как обособленный член предложения.

2. Анализ текста.

Билет № 22

1. Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями.

2. Анализ текста.

Билет № 23

1. Сложное предложение и его виды: союзные и бессоюзные. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

2. Анализ текста.

Билет № 24

1. Чужая речь и основные способы ее передачи.

2. Анализ текста.

Билет № 25

1. Текст как речевое произведение, основные признаки текста.

2. Анализ текста.

Билет № 26

1. Особенности текстов разных типов: повествование, описание, рассуждение.

2. Анализ текста.

Билет № 27

1. Стили речи, их функции и сфера употребления.

2. Анализ текста.

Билет № 28

1. Написание гласных и согласных в составе морфем (орфографические правила указывает учитель).

2. Анализ текста.

Билет № 29

1. Слитные, дефисные и раздельные написания (орфографические правила указывает учитель).

2. Анализ текста.

Билет № 30

1. Постановка знаков препинания внутри простого предложения (пунктуационные правила указывает учитель).

2. Анализ текста.

Билет № 31

1. Постановка знаков препинания внутри сложного предложения (пунктуационные правила указывает учитель).

2. Анализ текста.

***

Примеры текстов, которые могут быть включены в билет по русскому языку. Количество и характер заданий, сопровождающих эти тексты, регулирует сам учитель, учитывая профиль школы и класса.

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

Все хорошие фотографы и кин_операторы знают что сущ_ствует закон кадра.

Он состоит в том что одна какая (нибудь) часть целого выд_л_(н,нн)ая из остального иску(с,сс)тве(н,нн)о скажем рамкой вид_искателем фотоаппарата колечком (с,з)сдел_(н,нн)ым из пальцев или просто сосредо-точ_(н,нн)ым вн_манием воспр_н_ма_(ться, тся) иначе нежели вместе с целым.

Очень наглядно это можно видеть например в Армени_ по дороге из Еревана к озеру Севан. Вы ед_те и справ_ от вас все время находиться, тся) голуб_ватая д_лина а за ней бел_снежный шатер Арарата. Вдруг машина ост_навлива_(ться, тся) и вам пр_дла-га_(ться, тся) выйти полюбова(ться, тся) зн_менитой горой.

Но мы же и без того ею любу_емся. Вот она все время справ_ от нас. Нет полюбуйтесь (по)другому.

Оказыва_(ться, тся) около дорог_ сп_циально постро_(н, нн)а отлогая арка и теперь вы вид_те Арарат часть неба и часть д_лины как(бы) вставл_(н, нн)ыми в рамку и впеч_тление от красоты гор усил_ва_(ться, тся) стократ.

(В.СОЛОУХИН).

Выполните следующие задания.

I. Восприятие текста.

1. Выразительно прочитайте текст.

2. Определите стиль речи.

3. Какие типы речи сочетаются в этом тексте? Какой основной тип речи?

4. Найдите тезис, его обоснование, вывод.

II. Анализ языковых единиц.

1. Найдите в тексте слово, суффикс которого придает слову лексическое значение «немножко, слегка». Приведите свои примеры слов с этим суффиксом. Какой частью речи являются эти слова?

2. Выпишите из текста сложные слова, объясните, как они образованы.

3. Укажите, какой частью речи являются выделенные в тексте слова, в какой форме употребляются. Объясните их образование.

4. Расскажите, чем осложнены предложения в тексте. При подборе текстов для анализа можно обратиться к различным сборникам текстов, к художественной литературе, а также к «Сборнику текстов для проведения устного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс» Т.М.Пахновой (изд. «Дрофа», 1999 г.).

Школа с углубленным изучением предмета

Билет состоит из трех вопросов: одного теоретического и двух практических.

Первый вопрос проверяет лингвистическую подготовку учащихся в области языка и речи.

Второй вопрос контролирует сформированность у учащихся важных для жизни коммуникативных умений: написать автобиографию, поздравление, приглашение, доверенность, расписку, заявление, объявление; написать краткий отзыв, характеристику, аннотацию, план ответа; объяснить лексическое значение многозначного слова, составив словарную статью для толкового словаря, и т.п.

Третий вопрос билета предлагает провести анализ подобранного учителем текста по одному из следующих параметров:

— композиционно-содержательный анализ текста (определение темы, главной мысли текста, количества микротем);

— стилистический анализ текста (обоснование принадлежности текста к определенному стилю речи, выделение характерных для стиля языковых средств и стилистических приемов);

— типологический анализ текста (выделение в тексте ведущего типа речи, на сочетание в тексте различных типовых фрагментов);

— языковый анализ отдельных элементов текста (фонетический, словообразовательный, лексический, морфологический разбор указанных учителем слов; синтаксический анализ словосочетаний и предложений);

— анализ правописания отдельных слов и предложений (орфографический и пунктуационный разбор).

Билет № 1

1. Русский язык - национальный язык русского народа. Современный русский литературный язык; его нормированность и стилистическая дифференциация.

Богатство и выразительность русского языка. Высказывания общественных деятелей, писателей, ученых о русском языке.

2. Напишите план ответа на вопрос «Употребление запятой в простом предложении».

3. Анализ текста.

Билет № 2

1. Звуковая сторона речи. Звуки речи; гласные и согласные. Особенности произношения гласных и согласных звуков в потоке речи.

Словесные ударения. Интонация и ее основные элементы.

2. Напишите поздравление другу (подруге) с днем рождения.

3. Анализ текста.

Билет № 3

1. Слово как основная единица языка. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы, антонимы, омонимы.

Фразеологизмы и их употребление в речи.

2. Напишите план ответа на вопрос «Употребление тире и двоеточия в бессоюзном сложном предложении».

3. Анализ текста.

Билет № 4

1. Пути пополнения словарного состава русского языка. Типичные способы словообразования знаменательных частей речи: существительных, прилагательных, глаголов, наречий.

2. Составьте словарную статью для толкового словаря (многозначное слово указывает учитель).

3. Анализ текста.

Билет № 5

1. Правила обозначения на письме гласных и согласных звуков в составе морфем. Виды орфограмм в корне, их обозначение на письме. Суффиксы н-нн в именах прилагательных и причастиях, их написание.

2. Напишите приветственное слово юбиляру.

3. Анализ текста.

Билет № 6

1. Слитное и дефисное написание сложных имен существительных и прилагательных. Дефис в написании местоимений и наречий.

2. Напишите краткий отзыв о недавно прочитанной книге.

3. Анализ текста.

Билет № 7

1. Употребление запятой в простом предложении.

2. Напишите заявление с просьбой принять вас в 10 класс.

3. Анализ текста.

Билет № 8

1. Употребление тире и двоеточия между частями сложного предложения.

2. Напишите автобиографию.

3. Анализ текста.

Билет № 9

1. Имя существительное: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в словосочетании и предложении.

Употребление существительных-синонимов в зависимости от контекста.

2. Составьте рассказ о происшествии, свидетелем или участником которого вы были.

3. Анализ текста.

Билет № 10

1. Имя прилагательное: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в словосочетании и предложении.

Употребление прилагательных-синонимов в зависимости от контекста.

2. Напишите план ответа на вопрос «Правописание гласных в приставках».

3. Анализ текста.

Билет № 11

1. Глагол: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в словосочетании, предложении.

Употребление глаголов-синонимов в зависимости от контекста.

2. Напишите характеристику какого-либо человека (например, одноклассника).

3. Анализ текста.

Билет № 12

1. Причастие: общее грамматическое значение, морфологические особенности, синтаксическая роль в словосочетании и предложении. Действительные и страдательные причастия, способы их образования.

2. Напишите доверенность на получение книг в магазине для школьной библиотеки.

3. Анализ текста.

Билет № 13

1. Деепричастие: общее грамматическое значение, морфологические особенности, синтаксическая роль в словосочетании и предложении. Образование деепричастий.

Причастный и деепричастный обороты; знаки препинания в предложениях с этими оборотами.

2. Напишите отчет об экскурсии (на завод, в училище, в музей и т.п.).

3. Анализ текста.

Билет № 14

1. Имя числительное: общее грамматическое значение. Морфологические особенности, синтаксическая роль в предложении. Нормы употребления числительных в речи.

2. Напишите расписку (о получении книги из кабинета русского языка, спортивного инвентаря из спортзала и т.п.).

3. Анализ текста.

Билет № 15

1. Местоимение: общее грамматическое значение, морфологические особенности. Разряды местоимений; синтаксическая роль в предложении.

Нормы употребления местоимений в речи.

2. Напишите план ответа на вопрос «Правописание гласных в корнях слов».

3. Анализ текста.

Билет № 16

1. Наречие: общее грамматическое значение, морфологические особенности, разряды наречий; синтаксическая роль в словосочетании и предложении.

Употребление наречий-синонимов в зависимости от контекста.

2. Напишите объявление об оставленной в транспорте вещи.

3. Анализ текста.

Билет № 17

1. Служебные части речи: предлог, союз, частица. Их значение и особенности употребления в речи. Разряды союзов и частиц.

2. Составьте план ответа на вопрос «Правописание не и ни с различными частями речи».

3. Анализ текста.

Билет № 18

1. Словосочетание и предложение - основные единицы синтаксиса. Сходство и различие этих единиц.

Согласование, управление, примыкание как типы связи слов в словосочетании. Виды словосочетаний по характеру главного слова.

2. Напишите отзыв о недавно просмотренном кинофильме.

3. Анализ текста.

Билет № 19

1. Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения.

Грамматическая основа двусоставного и односоставного предложения.

Главные и второстепенные члены предложения.

2. Составьте приглашение на школьный праздник.

3. Анализ текста.

Билет № 20

1. Виды односоставных предложений: особенности употребления их в речи. Неполные предложения.

2. Напишите аннотацию на книгу.

3. Анализ текста.

Билет № 21

1. Синтаксические конструкции, грамматически не связанные с членами предложений: обращения и их виды; вводные слова и предложения; вставные конструкции.

2. Напишите план ответа на вопрос «Текст и его основные признаки».

3. Анализ текста.

Билет № 22

1. Устная и письменная речь. Диалогическая и монологическая речь.

Русский речевой этикет. Этикетные формулы для выражения приветствия, прощания, благодарности, просьбы, отказа и т.п.

2. Составьте словарную статью для толкового словаря (многозначное слово указывает учитель).

3. Анализ текста.

Билет № 23

1. Стили речи: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный. Сфера употребления каждого стиля речи, их характерные особенности.

2. Дайте характеристику человека (например, одноклассника - письменно).

3. Анализ текста.

Билет № 24

1. Текст и его признаки.

Микротема; план текста (простой и сложный).

2. Напишите план ответа на вопрос «Правописание гласных в суффиксах различных частей речи».

3. Анализ текста.

Билет № 25

1. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Разновидности описания, повествования, рассуждения.

2. Составьте словарную статью для толкового словаря (многозначное слово указывает учитель).

3. Анализ текста.

Поиск: на

Автор проекта: Богомолов Федор

Rambler's Top100

Hosted by uCoz