По русскому языку предлагаются
билеты для проведения экзамена в
общеобразовательных школах, школах с
углубленным изучением предмета и
национальных (нерусских) школах.
Для подготовки практических
вопросов рекомендуем использовать
пособие «Русский язык: Сборник текстов для
проведения устного экзамена за курс
основной школы. 9 кл.». - М.: Дрофа, 1999.
Предлагаемые экзаменационные
билеты являются примерными. Они
составлены в соответствии с «Обязательным
минимумом содержания общеобразовательных
программ по русскому языку».
Билет включает два вопроса:
теоретический и практический. Ответы на
эти вопросы позволяют проверить:
- знания о языке и речи (знание
необходимых и достаточных признаков
языковых и речеведческих понятий, знание
правил правописания);
- специальные учебные умения,
предполагающие практическое владение
языковым материалом на основе
лингвистических понятий и разнообразных
языковых правил;
- соблюдение норм литературного
языка (орфоэпических, лексических,
словообразовательных, грамматических,
стилистических);
- орфографическую и
пунктуационную грамотность;
- умения и навыки в различных
видах речевой деятельности.
Первый вопрос билета -
теоретический. Он проверяет
лингвистическую подготовку учащихся в
области языка и речи, а также уровень
овладения умением создавать собственное
устное высказывание на лингвистическую
тему Вопросы связаны с разными разделами
школьного курса русского языка.
Второй вопрос билета на устном
экзамене по русскому языку —
практический. Он проверяет уровень
практического владения учащимися русским
языком и, как правило, предлагает
многоаспектный анализ подобранного
учителем текста по следующим параметрам:
- композиционно-содержательный
анализ текста (определение темы, главной
мысли текста, количества микротем и т.п.);
- стилистический анализ текста (обоснование
принадлежности текста к определенному
стилю речи, выделение характерных для
стиля языковых средств и стилистических
приемов);
- типологический анализ текста (выделение
в тексте ведущего типа речи, указание на
сочетание в тексте различных типовых
фрагментов);
- языковой анализ отдельных
элементов текста (фонетический,
словообразовательный, лексический,
морфологический разбор указанных
учителем слов; синтаксический анализ
словосочетаний и предложений);
- анализ правописания отдельных
слов и пунктуации предложений (орфографический
и пунктуационный разбор).
Ориентация устного экзамена на
анализ текста отражает современный подход
в обучении русскому языку на текстовой
основе.
Такая направленность в обучении
изменяет взгляд на проверку обученности
учащихся и помогает выявить не только
степень овладения грамматическими и
правописными умениями и навыками,
способность обобщать и систематизировать
изученный материал, но и уровень
сформированности речевых умений и навыков:
проводить речеведческий анализ текста,
его содержания и строения; умение
передавать в выразительном чтении
понимание читаемого текста; умение
строить устное монологическое и
диалогическое высказывание на экзамене.
В связи с этим целесообразно
предлагаемый для анализа текст
сопровождать тремя группами заданий:
1) задания, связанные с
речеведческим анализом текста;
2) задания, предусматривающие
разные виды языкового анализа (фонетического,
лексического, словообразовательного,
грамматического и других);
3) задания на проверку правописной
грамотности выпускника. Особенность
третьей группы заданий заключается в том,
что, объясняя выбор правильного написания
слова и расстановку знаков препинания,
аттестуемый одновременно демонстрирует и
свои знания в области грамматики, фонетики,
состава слова и свое умение опираться на
языковой анализ.
При выполнении заданий
экзаменующийся имеет право обращаться к
разным словарям.
Билет № 1
1. Русский язык — национальный язык
русского народа, государственный язык
Российской Федерации и язык
межнационального общения.
2. Анализ текста.
Билет № 2
1. Русский язык - первоэлемент великой
русской литературы. Богатство, красота,
выразительность русского языка.
Художественный текст в изучении русского
языка.
2. Анализ текста.
Билет № 3
1. Классификация гласных и согласных
звуков. Сильная и слабые позиции звуков.
2. Анализ текста.
Билет № 4
1. Слово как единица языка. Лексическое
значение слова. Группы слов по
лексическому значению.
2. Анализ текста.
Билет № 5
1. Группы слов по употреблению и
происхождению.
2. Анализ текста.
Билет № 6
1. Фразеологизм: его лексическое значение,
функции в предложении и тексте.
2. Анализ текста.
Билет № 7
1. Группы морфем (значимых частей слова):
корневые и служебные (суффикс, приставка,
окончание). Словообразовательные и
словоизменительные служебные морфемы.
2. Анализ текста.
Билет № 8
1. Основные способы образования слов в
русском языке.
2. Анализ текста.
Билет № 9
1. Части речи в русском языке, критерии их
выделения.
2. Анализ текста.
Билет № 10
1. Именные части речи, их общие и
отличительные признаки.
2. Анализ текста.
Билет № 11
1. Глагол как часть речи.
2. Анализ текста.
Билет № 12
1. Место причастия и деепричастия в
системе частей речи.
2. Анализ текста.
Билет № 13
1. Неизменяемые самостоятельные части
речи. Их морфологические и синтаксические
признаки.
2. Анализ текста.
Билет № 14
1. Служебные части речи: предлог, союз,
частицы. Их разряды по значению, структуре
и синтаксическому употреблению.
2. Анализ текста.
Билет № 15
1. Словосочетание как единица синтаксиса.
Типы связи слов в словосочетаниях. Виды
словосочетаний по формологическим
свойствам главного слова.
2. Анализ текста.
Билет № 16
1. Предложение как основная единица
синтаксиса. Грамматическая (предикативная)
основа предложения. Морфологические
способы ее выражения подлежащего и
сказуемого.
2. Анализ текста.
Билет № 17
1. Простое предложение, его виды по цели
высказывания. Восклицательные и
невосклицательные предложения.
2. Анализ текста.
Билет № 18
1. Полные и неполные предложения.
Двусоставные и односоставные предложения.
Предложения распространенные и
нераспространенные.
2. Анализ текста.
Билет № 19
1. Второстепенные члены предложения.
Основные морфологические способы
выражения второстепенных членов
предложения.
2. Анализ текста.
Билет № 20
1. Однородные члены предложения.
Обобщающие слова при однородных членах
предложения.
2. Анализ текста.
Билет № 21
1. Обособленные члены предложения.
Уточнение как обособленный член
предложения.
2. Анализ текста.
Билет № 22
1. Предложения с обращениями, вводными
словами и вставными конструкциями.
2. Анализ текста.
Билет № 23
1. Сложное предложение и его виды: союзные
и бессоюзные. Сложносочиненные и
сложноподчиненные предложения.
2. Анализ текста.
Билет № 24
1. Чужая речь и основные способы ее
передачи.
2. Анализ текста.
Билет № 25
1. Текст как речевое произведение,
основные признаки текста.
2. Анализ текста.
Билет № 26
1. Особенности текстов разных типов:
повествование, описание, рассуждение.
2. Анализ текста.
Билет № 27
1. Стили речи, их функции и сфера
употребления.
2. Анализ текста.
Билет № 28
1. Написание гласных и согласных в
составе морфем (орфографические правила
указывает учитель).
2. Анализ текста.
Билет № 29
1. Слитные, дефисные и раздельные
написания (орфографические правила
указывает учитель).
2. Анализ текста.
Билет № 30
1. Постановка знаков препинания внутри
простого предложения (пунктуационные
правила указывает учитель).
2. Анализ текста.
Билет № 31
1. Постановка знаков препинания внутри
сложного предложения (пунктуационные
правила указывает учитель).
2. Анализ текста.
***
Примеры текстов, которые могут быть
включены в билет по русскому языку.
Количество и характер заданий,
сопровождающих эти тексты, регулирует сам
учитель, учитывая профиль школы и класса.
Вставьте пропущенные буквы,
раскройте скобки, расставьте знаки
препинания.
Все хорошие фотографы и кин_операторы
знают что сущ_ствует закон кадра.
Он состоит в том что одна какая (нибудь)
часть целого выд_л_(н,нн)ая из остального
иску(с,сс)тве(н,нн)о скажем рамкой вид_искателем
фотоаппарата колечком (с,з)сдел_(н,нн)ым из
пальцев или просто сосредо-точ_(н,нн)ым вн_манием
воспр_н_ма_(ться, тся) иначе нежели вместе с
целым.
Очень наглядно это можно видеть
например в Армени_ по дороге из Еревана к
озеру Севан. Вы ед_те и справ_ от вас все
время находиться, тся) голуб_ватая д_лина а
за ней бел_снежный шатер Арарата. Вдруг
машина ост_навлива_(ться, тся) и вам пр_дла-га_(ться,
тся) выйти полюбова(ться, тся) зн_менитой
горой.
Но мы же и без того ею любу_емся.
Вот она все время справ_ от нас. Нет
полюбуйтесь (по)другому.
Оказыва_(ться, тся) около дорог_ сп_циально
постро_(н, нн)а отлогая арка и теперь вы вид_те
Арарат часть неба и часть д_лины как(бы)
вставл_(н, нн)ыми в рамку и впеч_тление от
красоты гор усил_ва_(ться, тся) стократ.
(В.СОЛОУХИН).
Выполните следующие задания.
I. Восприятие текста.
1. Выразительно прочитайте текст.
2. Определите стиль речи.
3. Какие типы речи сочетаются в этом
тексте? Какой основной тип речи?
4. Найдите тезис, его обоснование, вывод.
II. Анализ языковых единиц.
1. Найдите в тексте слово, суффикс
которого придает слову лексическое
значение «немножко, слегка». Приведите
свои примеры слов с этим суффиксом. Какой
частью речи являются эти слова?
2. Выпишите из текста сложные слова,
объясните, как они образованы.
3. Укажите, какой частью речи
являются выделенные в тексте слова, в
какой форме употребляются. Объясните их
образование.
4. Расскажите, чем осложнены
предложения в тексте. При подборе текстов
для анализа можно обратиться к различным
сборникам текстов, к художественной
литературе, а также к «Сборнику текстов
для проведения устного экзамена по
русскому языку за курс основной школы. 9
класс» Т.М.Пахновой (изд. «Дрофа», 1999 г.).
Билет состоит из трех вопросов:
одного теоретического и двух практических.
Первый вопрос проверяет
лингвистическую подготовку учащихся в
области языка и речи.
Второй вопрос контролирует
сформированность у учащихся важных для
жизни коммуникативных умений: написать
автобиографию, поздравление, приглашение,
доверенность, расписку, заявление,
объявление; написать краткий отзыв,
характеристику, аннотацию, план ответа;
объяснить лексическое значение
многозначного слова, составив словарную
статью для толкового словаря, и т.п.
Третий вопрос билета предлагает
провести анализ подобранного учителем
текста по одному из следующих параметров:
— композиционно-содержательный
анализ текста (определение темы, главной
мысли текста, количества микротем);
— стилистический анализ текста (обоснование
принадлежности текста к определенному
стилю речи, выделение характерных для
стиля языковых средств и стилистических
приемов);
— типологический анализ текста (выделение
в тексте ведущего типа речи, на сочетание в
тексте различных типовых фрагментов);
— языковый анализ отдельных
элементов текста (фонетический,
словообразовательный, лексический,
морфологический разбор указанных
учителем слов; синтаксический анализ
словосочетаний и предложений);
— анализ правописания отдельных
слов и предложений (орфографический и
пунктуационный разбор).
Билет № 1
1. Русский язык - национальный язык
русского народа. Современный русский
литературный язык; его нормированность и
стилистическая дифференциация.
Богатство и выразительность русского
языка. Высказывания общественных деятелей,
писателей, ученых о русском языке.
2. Напишите план ответа на вопрос «Употребление
запятой в простом предложении».
3. Анализ текста.
Билет № 2
1. Звуковая сторона речи. Звуки речи;
гласные и согласные. Особенности
произношения гласных и согласных звуков в
потоке речи.
Словесные ударения. Интонация и ее
основные элементы.
2. Напишите поздравление другу (подруге) с
днем рождения.
3. Анализ текста.
Билет № 3
1. Слово как основная единица языка.
Однозначные и многозначные слова. Прямое и
переносное значение слов. Синонимы,
антонимы, омонимы.
Фразеологизмы и их употребление в речи.
2. Напишите план ответа на вопрос «Употребление
тире и двоеточия в бессоюзном сложном
предложении».
3. Анализ текста.
Билет № 4
1. Пути пополнения словарного состава
русского языка. Типичные способы
словообразования знаменательных частей
речи: существительных, прилагательных,
глаголов, наречий.
2. Составьте словарную статью для
толкового словаря (многозначное слово
указывает учитель).
3. Анализ текста.
Билет № 5
1. Правила обозначения на письме гласных
и согласных звуков в составе морфем. Виды
орфограмм в корне, их обозначение на
письме. Суффиксы н-нн в именах
прилагательных и причастиях, их написание.
2. Напишите приветственное слово юбиляру.
3. Анализ текста.
Билет № 6
1. Слитное и дефисное написание сложных
имен существительных и прилагательных.
Дефис в написании местоимений и наречий.
2. Напишите краткий отзыв о недавно
прочитанной книге.
3. Анализ текста.
Билет № 7
1. Употребление запятой в простом
предложении.
2. Напишите заявление с просьбой принять
вас в 10 класс.
3. Анализ текста.
Билет № 8
1. Употребление тире и двоеточия между
частями сложного предложения.
2. Напишите автобиографию.
3. Анализ текста.
Билет № 9
1. Имя существительное: общее
грамматическое значение, морфологические
признаки, синтаксическая роль в
словосочетании и предложении.
Употребление существительных-синонимов
в зависимости от контекста.
2. Составьте рассказ о происшествии,
свидетелем или участником которого вы
были.
3. Анализ текста.
Билет № 10
1. Имя прилагательное: общее
грамматическое значение, морфологические
признаки, синтаксическая роль в
словосочетании и предложении.
Употребление прилагательных-синонимов в
зависимости от контекста.
2. Напишите план ответа на вопрос «Правописание
гласных в приставках».
3. Анализ текста.
Билет № 11
1. Глагол: общее грамматическое значение,
морфологические признаки, синтаксическая
роль в словосочетании, предложении.
Употребление глаголов-синонимов в
зависимости от контекста.
2. Напишите характеристику какого-либо
человека (например, одноклассника).
3. Анализ текста.
Билет № 12
1. Причастие: общее грамматическое
значение, морфологические особенности,
синтаксическая роль в словосочетании и
предложении. Действительные и
страдательные причастия, способы их
образования.
2. Напишите доверенность на получение
книг в магазине для школьной библиотеки.
3. Анализ текста.
Билет № 13
1. Деепричастие: общее грамматическое
значение, морфологические особенности,
синтаксическая роль в словосочетании и
предложении. Образование деепричастий.
Причастный и деепричастный обороты;
знаки препинания в предложениях с этими
оборотами.
2. Напишите отчет об экскурсии (на завод, в
училище, в музей и т.п.).
3. Анализ текста.
Билет № 14
1. Имя числительное: общее грамматическое
значение. Морфологические особенности,
синтаксическая роль в предложении. Нормы
употребления числительных в речи.
2. Напишите расписку (о получении книги из
кабинета русского языка, спортивного
инвентаря из спортзала и т.п.).
3. Анализ текста.
Билет № 15
1. Местоимение: общее грамматическое
значение, морфологические особенности.
Разряды местоимений; синтаксическая роль
в предложении.
Нормы употребления местоимений в речи.
2. Напишите план ответа на вопрос «Правописание
гласных в корнях слов».
3. Анализ текста.
Билет № 16
1. Наречие: общее грамматическое значение,
морфологические особенности, разряды
наречий; синтаксическая роль в
словосочетании и предложении.
Употребление наречий-синонимов в
зависимости от контекста.
2. Напишите объявление об оставленной в
транспорте вещи.
3. Анализ текста.
Билет № 17
1. Служебные части речи: предлог, союз,
частица. Их значение и особенности
употребления в речи. Разряды союзов и
частиц.
2. Составьте план ответа на вопрос «Правописание
не и ни с различными частями речи».
3. Анализ текста.
Билет № 18
1. Словосочетание и предложение -
основные единицы синтаксиса. Сходство и
различие этих единиц.
Согласование, управление, примыкание как
типы связи слов в словосочетании. Виды
словосочетаний по характеру главного
слова.
2. Напишите отзыв о недавно просмотренном
кинофильме.
3. Анализ текста.
Билет № 19
1. Предложение. Виды предложений по цели
высказывания. Восклицательные
предложения.
Грамматическая основа двусоставного и
односоставного предложения.
Главные и второстепенные члены
предложения.
2. Составьте приглашение на школьный
праздник.
3. Анализ текста.
Билет № 20
1. Виды односоставных предложений:
особенности употребления их в речи.
Неполные предложения.
2. Напишите аннотацию на книгу.
3. Анализ текста.
Билет № 21
1. Синтаксические конструкции,
грамматически не связанные с членами
предложений: обращения и их виды; вводные
слова и предложения; вставные конструкции.
2. Напишите план ответа на вопрос «Текст и
его основные признаки».
3. Анализ текста.
Билет № 22
1. Устная и письменная речь.
Диалогическая и монологическая речь.
Русский речевой этикет. Этикетные
формулы для выражения приветствия,
прощания, благодарности, просьбы, отказа и
т.п.
2. Составьте словарную статью для
толкового словаря (многозначное слово
указывает учитель).
3. Анализ текста.
Билет № 23
1. Стили речи: разговорный, научный,
официально-деловой, публицистический,
художественный. Сфера употребления
каждого стиля речи, их характерные
особенности.
2. Дайте характеристику человека (например,
одноклассника - письменно).
3. Анализ текста.
Билет № 24
1. Текст и его признаки.
Микротема; план текста (простой и сложный).
2. Напишите план ответа на вопрос «Правописание
гласных в суффиксах различных частей речи».
3. Анализ текста.
Билет № 25
1. Типы речи: повествование, описание,
рассуждение. Разновидности описания,
повествования, рассуждения.
2. Составьте словарную статью для
толкового словаря (многозначное слово
указывает учитель).
3. Анализ текста.