Название
романа «Отцы и дети» отражает его сюжет, его основную мысль –
конфликт поколений, конфликт убеждений. Действие романа
разворачивается вокруг главных его героев: Евгения Базарова,
Аркадия Кирсанова, его отца Павла Петровича. Есть в романе
интересные эпизоды, в которых автор с потрясающим мастерством
показывает второстепенных персонажей, значение которых в
развитии сюжетной линии невелико, но, тем не менее, их описание
дополняет и оттеняет образы главных героев. Один из таких
эпизодов – XII глава романа.
Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров, чтобы развеяться от
деревенской жизни, решили на пять-шесть дней съездить в город
*** по приглашению «знатного родственника» Матвея Ильича
Калязина, сына бывшего попечителя братьев Кирсановых. Автор
метко описал тщеславного, высокомерного человека, доверенное
лицо министерства, посланного разобраться с конфликтом
губернатора и местных чиновников. Матвей Ильич был
поверхностным, пустым человеком, хотя изображал себя
современным, начитанным, преисполненным значимости. Вести
государственные дела у него ума не хватало. Он мог «пускать пыль
в глаза» только тем, кто был еще глупее его. Таких людей можно
было покорить показным добродушием, снисходительностью,
рассуждениями о Гизо, рутинерах и бюрократизме, умными фразами
на французском языке. Порой можно было и унизить, поставить в
неловкое положение. Но чиновники умные и опытные его быстро
«раскусывали», и Калязин оставался в дураках. В городе ***
Калязин видимо не собирался разбираться в конфликте деспотичного
губернатора со своим окружением. Он считал губернатора
порядочным человеком, о чем не преминул сообщить Аркадию,
призывая съездить «к властям на поклон». Его больше интересовали
бал в честь его министерской персоны, танцы, девицы. Типичная
ситуация – самодовольный столичный петух в провинциальном
курятнике.
Вскользь показан и сам губернатор, суетящийся и вечно спешащий
человек, которому и дела не было до заехавших к нему с визитом
вежливости молодых людей. Скорее всего, он был озабочен, как
угодить проверяющему.
Карикатурно, сатирически показан в этой главе некто Ситников,
неуклюжий подражатель Базарова, псевдонигилист. Автор создает
портрет Ситникова тонкими и точно характеризующими этого
человека деталями. Молодой человек небольшого роста, он не
выходит, а выскакивает из дрожек, к Базарову бросается с криком,
хотя никакой причины ни для поспешности, ни для крика не было.
Он то и дело семенит вокруг Базарова, визгливо смеётся,
подобострастно ухмыляется и тому подобное. Тургенев так
описывает поведение и внешность Ситникова, его тупое выражение
на прилизанном лице, что становится ясно – автор вместе с
Базаровым сам презирает этого перерождённого «базаровского
ученика». Такие люди, как Ситников, заимствуют лишь оболочку
прогрессивных идей, примазываются к новым течениям, чтобы
щегольнуть словами и фразами, и воображают, что этого
достаточно, чтобы окружающие считали их общественными деятелями.
Мы видим, как глубока пропасть между серьёзным, искренним,
подлинным нигилистом Базаровым и подобострастно заискивающим
«учеником». Образ Ситникова возвышает Базарова в глазах
читателя: Базаров выигрывает во всём – и в силе, и в честности,
и в последовательности своих убеждений.
С помощью сатирических моментов автор выражает своё отношение к
персонажам. Персонажи XII главы романа – отрицательные герои.
Тургенев использует отрицательное для придания большего веса
положительному.
Сочинение прислал: -=VeGa=-