"Отцы и дети" — одно из вечных
произведений русской литературы. И не
только потому, что новые поколения
читателей по-разному воспринимают сложную
позицию автора, но и потому, что в романе
запечатлен вечный и неизбежный для
истории момент смены поколений,
столкновения идей, ростков нового и не
всегда понятного. И. С. Тургенев создавал
свой роман "Отцы и дети" в тревожную
эпоху подготовки и проведения
крестьянской реформы 1861 года. Мир
раскалывался. В воздухе пахло революцией.
Каждый должен был решить, что он выбирает,
с кем он: с уходящим классом дворян или с
нарождающимся, но стремительным и мощным
движением революционеров, их новой
реалистической правдой жизни. И Тургенев
выбрал — как истинный художник, он остался
верен правде жизни. На протяжении всего
романа внимание читателей сосредоточено
на отношениях дворян-помещиков Николая и
Павла Кирсановых и приехавшего к ним на
каникулы сына бедного лекаря, будущего
врача Евгения Базарова. Очевидно их резкое
отличие во внешнем облике, одежде,
прическах, манере поведения. Ухоженный и
благоухающий Павел Петрович, добрый и
романтический Николай Петрович — они
несовместимы с равнодушным к своей
внешности, грубоватым и бесцеремонным
демократом Базаровым. Появившаяся
антипатия еще больше усиливается под
влиянием горячих непримиримых споров,
затрагивающих основные проблемы бытия. В
споре вскрывается их отношение к
общественному строю, религии, к народу,
говорится о путях переустройства мира, о
роли искусства. Павел Петрович вынужден
признать, что в обществе не все в порядке.
Но Базаров считает, что мелкое
обличительство ничего не дает, если
прогнили его основы. "Исправьте
общество" — только в этом он видит
пользу. Узнав от племянника, что они с
Базаровым нигилисты, не уважающие ничьи
интересы, авторитеты и все отрицающие,
Павел Петрович с негодованием воскликнул:
"Нам дорога цивилизация. Нам дороги ее
плоды..." В этих словах и заключен
главный предмет спора между "отцами"
и "детьми". Но, в отличие от сидящих
"сложа руки" аристократов, нигилисты
не склонны заниматься пустыми разговорами.
Потому так дрогнул Павел Петрович, что
поверил в их намерение "действовать,
ломать". Но Тургенев объективно
показывает и слабую сторону нигилизма:
человек, не имеющий положительной
программы, весьма уязвим в своей позиции
не только в споре, но и в жизни. Необходимо
определенно сказать, что будет построено
на развалинах старого мира. В споре о
русском народе правда, безусловно, на
стороне Евгения Базарова. Павел Петрович
умиляется отсталостью, патриархальностью.
Базаров же, понимает, что "грубейшее
суеверие душит страну", и не желает
мириться с этими недостатками. Его любовь
к народу — любовь истинного
шестидесятника, без сентиментальности и
идеализации мужика. Базаров умеет
общаться с мужиками и, если считает нужным,
умеет их просвещать. Он связывает свое
направление с "народным духом",
считая себя выразителем интересов народа.
Герои спорят о том, в ком из них мужик "скорее
признает соотечественника". В спорах
сталкиваются и эстетические позиции
Базарова и Кирсановых. Взгляды Кирсановых
неодинаковы: Павел Петрович равнодушен к
искусству, Николай Петрович любит и знает
литературу и музыку. Базаров полагает, что
читать Пушкина "никуда не годится",
"пора бросать эту ерунду", что играть
на виолончели мужчине "смешно", что
порядочный химик в двенадцать раз
полезнее всякого поэта. Отношение к
природе у героев романа также различное.
Здесь против Базарова выступает еще и
Аркадий. Это ему говорит Базаров: "И
природа — пустяки в том значении, в каком
ты ее понимаешь. Природа не храм, а
мастерская, и человек в ней работник".
Однако в душе Базарова все-таки
присутствует многое из того, что он
отрицает, например, его способность любить,
умение чувствовать красоту. Любовь к Анне
Сергеевне Одинцовой раскрыла ему
бездонность собственной души: страдания
отвергнутого сердца не объяснить. Душа его
бурлит от неиспользованных возможностей и
неизведанных чувств, и это в полной мере
раскрывается на пороге смерти. В истории
же Павла Петровича любовь, ради которой он
бросил все, зачеркнул свою карьеру, все-таки
вытеснила из жизни всю "силу"
человека и привела к духовной гибели этого
по-своему хорошего человека. Таким образом,
в романе "Отцы и дети" Тургенев
показал идейную борьбу двух поколений,
борьбу отживающего свой век старого и
только рождающегося нового мира, новых
идей и убеждений. Но ни в коем случае
нельзя отбрасывать наследие
предшественников. Крепкая нить должна
связывать одно поколение с другим, только
тогда возможна преемственность лучших
традиций, возможно движение вперед.