Печально
я гляжу на наше поколение! Его грядущее -
иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем
познанья иль сомненья, В бездействии
состарится оно. М. Ю. Лермонтов. Роман М.Ю.
Лермонтова "Герой нашего времени"
создан в эпоху правительственной реакции,
которая вызвала к жизни целую галерею "лишних
людей". Печорин - это "Онегин своего
времени" (Белинский). Лермонтовский
герой - человек трагической судьбы. Он
заключает в своей душе "силы необъятные",
но на совести его много зла. Печорин, по его
же собственному признанию, неизменно
играет "роль топора в руках судьбы",
"необходимого действующего лица
всякого пятого акта". Как же относится к
своему герою Лермонтов? Писатель пытается
понять суть и истоки трагизма печоринской
судьбы. "Будет и того, что болезнь
указана, а как ее излечить - это уж Бог
знает!" Печорин жадно ищет приложения
своим незаурядным способностям, "необъятным
душевным силам", но обречен
исторической действительностью и
особенностями своего психологического
склада на трагическое одиночество и
рефлексию. Вместе с тем он сам говорит: "Я
люблю сомневаться во всем: это
расположение не мешает решительности
характера; напротив - я всегда смело иду
вперед, когда не знаю, что меня ожидает.
Ведь хуже смерти ничего не случится - а
смерти не минуешь!" Печорин трагически
одинок. Неудачей кончается попытка героя
обрести единственное, простое счастье в
любви горянки Бэлы. Печорин откровенно
признается Максиму Максимычу: "Е Любовь
дикарки немногим лучше любви знатной
барыни; невежество и простосердечие одной
так же надоедают, как и кокетство другой".
Герой обречен на непонимание окружающих (исключением
являются лишь Вернер и Вера), его
внутренний мир не в состоянии постигнуть
ни прекрасная "дикарка" Бэла, ни
добросердечный Максим Максимыч. Впрочем,
вспомним, что при первой встрече с
Григорием Александровичем штабс-капитан в
силах заметить лишь второстепенные черты
облика Печорина, и то, что "тоненький"
прапорщик недавно находился на Кавказе. Не
понимает Максим Максимыч и глубины
страданий Печорина после гибели Бэлы: "Е
Его лицо ничего не выражало особенного, и
мне стало досадно: я бы на его месте умер с
горя!" И только по вскользь оброненному
замечанию, что "Печорин был долго
нездоров, исхудал", мы догадываемся о
подлинной силе переживаний Григория
Александровича. Последняя встреча
Печорина с Максимом Максимычем наглядно
подтверждает мысль о том, что "зло
порождает зло". Безразличие героя к
старому "приятелю" приводит к тому,
что "добрый Максим Максимыч сделался
упрямым, сварливым штабс-капитаном".
Офицер-рассказчик догадывается, что
поведение Печорина не является
проявлением духовной пустоты и эгоизма.
Особое внимание привлекают глаза Григория,
которые "не смеялись, когда он смеялся!
Это признак или злого права, или глубокой
постоянной грусти". В чем же причина
такой грусти? Ответ на этот вопрос мы
находим в "Журнале Печорина".
Запискам героя предшествует сообщение о
том, что на пути из Персии он умер. Повести
"Тамань", "Княжна Мэри", "Фаталист"
показывают, что Григорий Александрович не
находит достойного применения своим
незаурядным способностям. Конечно, герой
на голову выше пустых адъютантиков и
насыщенных франтов, которые "пьют -
однако не воду, гуляют мало, волочатся
только мимоходом! играют и жалуются на
скуку". Печорин отлично видит и
ничтожество Грушницкого, мечтающего "сделаться
героем романа". В поступках Григория
чувствуется глубокий ум и трезвый
логический расчет. Весь план обольщения
Мэри основан на знании "живых струн
сердца человеческого". Вызывая искусным
рассказом о своем прошлом сострадание к
себе, Печорин заставляет княжну Мэри
первой признаться в любви. Может быть,
перед нами пустой повеса, обольститель
женских сердец? Нет! В этом убеждает
последнее свидание героя с княжной Мэри.
Поведение героя благородно. Он пытается
облегчить страдания полюбившей его
девушки. Григорий, вопреки собственным
убеждениям, способен к искреннему,
большому чувству, но любовь героя очень
сложна. Так, чувство к Вере с новой силой
пробуждается тогда, когда возникает
опасность навсегда потерять ту
единственную женщину, которая поняла
Печорина совершенно. "При возможности
потерять ее навеки Вера стала для меня
дороже всего на свете - дороже жизни, чести,
счастья!" - признается он. Загнав коня на
пути в Пятигорск, герой "упал на траву и,
как ребенок, заплакал". Вот она - сила
чувств! Любовь Печорина высока, но
трагична для него самого и гибельна для
тех, кто его любит. Судьба Бэлы, княжны Мэри
и Веры доказывает это. История с
Грушницким - это иллюстрация того, что
незаурядные способности Печорина
тратятся впустую, на цели мелкие,
ничтожные. Впрочем, в своем отношении к
Грушницкому Григорий по-своему благороден
и честен. Во время дуэли он прилагает все
усилия, чтобы вызвать в противнике
запоздалое раскаяние, пробудить совесть!
Бесполезно! Грушницкий стреляет первым.
"Пуля оцарапала мне колено", -
комментирует Печорин. Переливы добра и зла
в душе героя - большое художественное
открытие Лермонтова-реалиста. Перед
дуэлью Григорий Александрович заключает
своеобразную сделку с собственной
совестью. Благородство сочетается с
беспощадностью: "Я решился предоставить
все выходы Грушницкому; я хотел испытать
его; в его душе могла проснуться искра
великодушия! Я хотел дать себе полное
право не щадить его, если бы судьба меня
помиловала ". И Печорин не щадит
противника. Окровавленный труп
Грушницкого скатывается в пропасть!
Победа не доставляет лермонтовскому герою
радости, свет меркнет в его глазах: "Солнц
казалось мне тускло, лучи его меня не грели".
Подведем итоги "практической
деятельности" Печорина: из-за пустяка
подвергает свою жизнь опасности Азамат;
гибнут от руки Казбича красавица Бэла и ее
отец, а сам Казбич лишается своего верного
Карагеза; рушится хрупкий мирок "честных
контрабандистов"; застрелен на дуэли
Грушницкий; глубоко страдают Вера и княжна
Мэри; трагически кончается жизнь Вулича.
Что же сделало Печорина "топором в руках
судьбы"? Лермонтов не знакомит нас с
хронологической биографией своего героя.
Сюжет и композиция романа подчинены одной
цели - углубить социально-психологический
и философский анализ образа Печорина.
Григорий предстает в разных повестях
цикла одним и тем же, не меняется, не
эволюционирует. В этом - признак ранней "омертвелости",
того, что перед нами действительно
полутруп, у которого "царствует в душе
какой-то холод тайный, когда огонь кипит в
крови". Многие современники Лермонтова
пытались ограничить все богатство образа
одним качеством - эгоизмом. Белинский
решительно защищал Печорина от обвинений
в отсутствии высоких идеалов: "Вы
говорите, что он - эгоист? Но разве он не
презирает и ненавидит себя за это? Разве
сердце его не жаждет любви чистой и
бескорыстной? Нет, это не эгоизм! " Но
что же это? Ответ на это вопрос дает нам сам
герой: "Моя бесцветная молодость прошла
в борьбе с самим собой и светом; лучшие мои
чувства, боясь насмешки, я хоронил в
глубине сердца; они там и умерли! "
Честолюбие, жажда власти, желание
подчинить своей воле окружающих
овладевают душой Печорина, который "из
жизненной бури! вынес только несколько
идей - и ни одного чувства". Вопрос о
смысле жизни остается в романе открытым:
"Е Зачем я жил? Для какой цели я родился?
А, верно, она существовала, и, верно, было
мне назначенье высокое, потому что я
чувствую в душе моей силы необъятные! Но я
не угадал этого назначенья, я увлекся
приманками страстей, пустых и
неблагодарных; из горнила их я вышел тверд
и холоден как железо, но утратил навеки пыл
благородных стремлений, лучший цвет жизни".
Мне кажется, что трагизм судьбы
лермонтовского героя связан не только с
социальными условиями его жизни (принадлежность
к светскому обществу, политическая
реакция в России после разгрома восстания
декабристов), но и с тем, что изощренная
способность к самоанализу и блестящее
аналитическое мышление, "бремя познанья
и сомненья" приводят человека к утрате
простоты, естественности. Даже врачующая
сила природы не в состоянии исцелить
мятущуюся душу героя. Образ Печорина вечен
именно потому, что не исчерпывается лишь
социальным. Печорины есть и сейчас, они
рядом с нами! А закончить сочинение мне
хочется строками из стихотворения Я.П.
Полонского "На пути из-за Кавказа": И
душа на простор вырывается Из-под власти
кавказских громад - Колокольчик звенит-заливается!
Кони юношу к северу мчат! В стороне слышу
карканье ворона - Различаю впотьмах труп
коня - Погоняй, погоняй! Тень Печорина По
следам догоняет меня!