И всё это моё, и всё это во мне, и всё это я! (Л.Н. Толстой.
“Война и мир”)
Вы никогда не
задавались вопросами, что значит “прозрачный звук лошадиных копыт”, как
может “природа дышать примирительной красотой и силой”? Почему звуки могут
казаться яркими, цветными, как, например, “яркий голос соловья” у Пушкина, а
сочетание движений, красок, запахов могут воспроизводить звуки музыкальных
аккордов, как у Фета: “Сияла ночь, луной был полон сад. Лежали // Тени у
наших ног…” И почему, читая описание звёздного неба у Толстого, хочется
непременно воспарить в этом самом небе? Действительно, описания природы на
страницах классической литературы полны благозвучных движений, гармонирующих
или не гармонирующих с чувствами человека. И, пожалуй, в произведениях нигде
не найдёшь описание природы в чистом виде как пейзажную зарисовку: природа и
человек — величина постоянная в русской классике. Каково же отношение наших
художников к окружающей природе?
У Пушкина она
гармонирует с человеком: “И пусть у гробового входа // Младая будет жизнь
играть, // И равнодушная природа // Красою вечною сиять” (“Брожу ли я вдоль
улиц шумных...”). У Лермонтова взаимоотношения человека и природы носят
болезненно-неразрешимый характер: “В небесах торжественно и чудно! // Спит
земля в сиянье голубом... // Что же мне так больно и так трудно?” (“Выхожу
один я на дорогу...”). Ещё более обостряются противоречия с природой у
Тютчева: “Откуда, как разлад возник? // И отчего же в общем хоре // Душа не
то поёт, что море, // И ропщет мыслящий тростник?” Но это всё у лириков,
поэтов. А что же наши классики-прозаики? Как они воспринимают природу? На
этот раз дерзну обобщить свои наблюдения за описанием природы у писателя
Толстого в его эпопее “Война и мир”.
Любит ли Толстой
природу? Скорее всего его чувство сильнее, глубже того, что называют
любовью, ибо он любит человека в ней, любит без восторженного трепета, без
опьянения, он любит той великой и трезвою любовью, как можно любить “живую
колесницу мирозданья”, неразделимую с человеком. Во взглядах Л.Толстого на
природу в романе “Война и мир” нет ничего таинственного, призрачного,
сумеречно-звёздного, сказочного и чудесного: природа у него — плоть от плоти
народа, как, впрочем, и весь роман проникнут “мыслью народной”. Рассмотрим
только два эпизода, в центре которых толстовский “чистейшей прелести
чистейший образец” — Наташа Ростова. Один из них — лунная ночь в Отрадном,
когда князь Андрей по опекунским делам посетил имение Ростовых.
“День был так хорош,
солнце так ярко, кругом всё так весело; а эта тоненькая и хорошенькая
девушка не знала и не хотела знать про его существование и была довольна и
счастлива какой-то своей отдельной — верно, глупой, — но весёлой и
счастливой жизнью”.
Обратим внимание на
поразительную скудость изобразительных средств в описании весеннего дня. Ни
одной яркой краски: один выразительный штрих — и образ дня готов. Но
простота и лаконичность данного описания всего лишь прелюдия к воссозданию
образа лунной ночи, восторженного состояния Наташи и духовного возрождения
князя Андрея: “Всё затихло и окаменело, как и луна, и её свет и тени.
— Соня! Соня! —
послышался опять первый голос. — Ну, как можно спать! Да ты посмотри, что за
прелесть! <...> Да проснись же, Соня, — сказала она почти со слезами в
голосе. — Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало <...> Так
бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки — туже, как
можно туже, натужиться надо, — и полетела бы. Вот так!”
Пушкинская Татьяна
слушает сказки доброй няни, зачитывается сентиментальными романами в
ожидании “героя своего романа”, а Наташа Ростова мечтает взлететь
высоко-высоко и парить там, и дела ей нет никакого до тяжёлых мыслей князя
Андрея, как и его нет пока в её жизни. Вот она, вся здесь, в этой лунной
ночи, вся живая, близкая, особенная и естественная, как тот “яркий и весёлый
день”. И поэзия ночи, переданная её ощущениями, оказала своё магическое
воздействие на Андрея Болконского: “В душе его вдруг поднялась такая
неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни…”
Вот так всегда у Толстого: внешние движения природы, скрытые в человеческих
ощущениях, становятся очистительной силой души человека. Подобно многим
героиням (Татьяна Ларина, Ольга Ильинская), воплощает Наташа музу художника,
отражает в зеркале природы вечно женственное. Мы не зря здесь часто
упоминаем Пушкина, ибо стихия природной гармонии у Толстого близка
пушкинской: сопрягать движения природы с движениями души человека для обоих
художников — задача первостепенная в создании нравственного идеала. Но
полнота нравственной целостности доступна человеку, по мнению Толстого,
только в соприкосновении с народной жизнью. А что Наташа причастна этому
уровню, обнаруживается в знаменитой сцене охоты, где она, может быть даже
бессознательно, выразила своё единство с природной стихией. Дело происходит
в поле во время охоты. Все участники этого сугубо мужского занятия в
необыкновенном возбуждении рассказывают о только что затравленном зайце. “В
то же время Наташа, не переводя духа, радостно и восторженно визжала так
пронзительно, что в ушах звенело. Она этим визгом выражала всё то, что
выражали и другие охотники своим единовременным разговором”. В этом диком
охотничьем визге светской барышни было что-то древнее, лесное, языческое.
Прелестные черты Наташи, искажённые первобытной страстью, сразу же
напоминают финальные сцены, где Наташа становится супругой и матерью,
“носит, рожает и кормит”. Идея природного “опрощения” Толстого так
неожиданно завершается в образе Наташи. И стоило ли нам любоваться родною
сестрою Татьяны, “прелестным образцом” музы Толстого? Что общего между
Наташей-девушкой, мечтающей воспарить над всеми условностями жизни, и
“плодовитою самкой”? Оказывается, именно к этому вёл её Толстой сквозь всю
огромную эпопею, подобно тому, “как природа ведёт цветочную завязь к плоду”.
Только за это он и любит её. Только теперь открылось в ней то вечно
материнское чувство, что было заложено природой.
Любит ли Толстой
природу? У Толстого своё отношение к ней: природа для него не “отгадчик”
состояния души человека, она изначально заложена в человеке, поэтому и
раскрывается в нём постепенно, бессознательно, на разных уровнях: от
природно-языческого, что есть естество и плоть человека, до уровня неба, то
есть вечного. Природа у Толстого способна возрождать к жизни героев — так
будет у князя Андрея в соприкосновении с вечным и бездонным небом на поле
Аустерлица. Она способна любить, рождать новую жизнь — так будет у Наташи с
Пьером. Она способна защитить, проявить “скрытую теплоту патриотизма” — так
будет со всем народом в войне 1812 года. Природа у Толстого движется всё по
тому же кругу, что составляет бесконечный и вечный мир человека:
“Высоко в светлом
небе стоял полный месяц. Леса, поля, невидные прежде вне расположения лагеря,
открывались теперь вдали. И ещё дальше этих лесов и полей виднелась светлая,
колеблющаяся, зовущая в себя бесконечная даль. Пьер взглянул на небо, в
глубь уходящих, играющих звёзд: “И всё это моё, и всё это во мне, и всё это
я!””