Принципы психологического анализа в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

Разделы

Литература     Сочинения    Биографии   Библиотека
Топики по английскому
География
Физика          Кроссворды      Опыты          Биографии
Химия                    Опыты        Кроссворды Шпаргалки
Экзамен
Программы

Информация о школе

Учителя
Выпускники

Разное

Об авторе
Гостевая
Новости сайта
  S1226 > Литература > Сочинения  > Л. Н. Толстой  

 

 Философскому, историческому  роману-эпопее Л.Н.Толстого "Война

и мир" присущи также и  черты  романа  психологического.  Страница  за

страницей  раскрываются перед читателем характеры героев Толстого в их

похожести и разнообразии, статичности или изменяемости 

        Одним из ценнейших свойств человека Толстой считал способность

к внутреннему изменению,  стремление к самосовершествованию,  к нравс-

твенному поиску.  Любимые герои Толстого меняются, нелюбимые - статич-

ны. Психологический рисунок последних предельно прост, и они во многом

похожи друг на друга.  Показательно,  что все они красивы,  но красивы

мертвенной,  застывшей красотой.  Они всегда одинаковы. Для психологи-

ческого анализа этих героев автор использует повторяющиеся  детали,  и

много раз проходят перед читателем, вызывая раздражение: плоское само-

довольное лицо князя Василия,  кудри красавца Анатоля,  мраморно-белые

обнаженные плечи Элен.  

        В отличие от нелюбимых любимые герои Толстого обычно некрасивы

внешне,  но наделены внутренней красотой.  Они способны к  самоусовер-

шенствованию, к нравственным, духовным исканиям. Им свойственен самоа-

нализ. Вспомним поведение героев романа во время Шенграбенского сраже-

ния. Настоящие герои для Толстого те, в чьей внешности подчеркнуто все

негероическое,  кто винит себя, а не других, кто скромен и честен. Ту-

шин,  Тимохин, князь Андрей, преодолевающий свой страх - герои. Хваст-

ливый и самоуверенный Жерков только кажется героем.  

        Способность к самосовершенствованию показана автором на приме-

ре Пьера и Андрея. В процессе поиска истинного, важного, непреходящего

в жизни они постепенно выходят из-под влияния системы  ложных  ценнос-

тей. Пьер разочаровывается в масонстве, князь Андрей - в государствен-

ной службе.  

        Толстой первым в русской литературы изобразил мгновения  изме-

нения  душевных  состояний своих героев,  открыл то,  что впоследствии

Чернышевский назвал "диалектикой души".  Вспомним, к примеру, ту сцену

в романе,  в которой Николай,  проигравший Долохову огромную сумму де-

нег,  возвращается домой в состоянии полного душевного смятения, услы-

шав пение Наташи,  понимает,  что это важно всегда,  а все остальное -

преходяще. Для князя Андрея такими моментами душевных перемен является

Аустерлиц  с его небом и болезнь сына с пологом над детской кроваткой,

под которым князю Андрею открывается новый взгляд на жизнь.  

        Важным для раскрытия психологии героев является  для  Толстого

их отношение к другим людям,  способность отречься от себя, по-карата-

евски разлившись маленькой каплей в море человеческих жизней,  а также

отношение людей к вечным человеческим ценностям:  любви,  природе, ис-

кусству, семье. Герои нелюбимые показаны в отрыве от всего этого. Как,

например,  семья Курагиных,  которую и семьей назвать сложно.  Ведь их

объединение лишено, по выражению С.Бочарова, той "родовой поэзии", ко-

торая свойственна семьям Ростовых и Болконских, где отношения строятся

на любви и самоотдаче. Их объединяет только животное родство, они даже

не  воспринимают себя как близких людей /достаточно вспомнить нездоро-

вый эротизм в отношениях Анатоля и Элен, ревность старой княгини к до-

чери и признание князя Василия в том, что он лишен "шишки родительской

любви" и дети -"обуза его существования"/.  Можно  также  вспомнить  о

бездетной  Шерер и о слезах растроганного Наполеона,  когда тот глядит

на портрет сына /любовь - явно не самое главное  чувство,  которое  он

при этом испытывает/.  

        Любимые герои Толстого - плоть от плоти природы. Все, что про-

исходит в природе,  находит отклик в их душах.  Героям открывается  их

"собственное" небо, с которым связаны важные, порой эпохальные переме-

ны в их душах.  

        Важный принцип психологического анализа  -  изображение  снов.

Так,  сны Пьера, например, очень умственны, рассудочны. В них он видит

свои слабости, в них к нему приходят решения. В сне князя Андрея раск-

рываются те противоречия,  которые для него неразрешимы, жизнь с кото-

рыми делается невозможной.  Сон Пети - сон светлый,  гармоничный,  сон

Николая Болконского - сон "болконский", рассудочный, проблематичный.  

        Толстой показывает  своих  героев  в их отношении к искусству,

которое выявляет у одних фальшь и бездуховность, у других - тонкость ду-

шевного  восприятия  и  глубину чувств.  Вспомним о роли музыки в доме

Ростовых,  об оперном спектакле,  показанном сквозь призму  восприятия

Наташи.  

        Имена Пьера Безухова, Наташи Ростовой, Андрея Болконского зна-

ют даже те,  кто не читал "Войны и мира". Мне кажется, причина этого в

том, что автору романа удалось сделать своих героев необыкновенно жиз-

ненными, а характеры их - психологически достоверными, многогранными.  

   

 

Поиск: на

Автор проекта: Богомолов Федор

Rambler's Top100

Hosted by uCoz