Образ Наташи Ростовой в романе «Война и мир»

Разделы

Литература     Сочинения    Биографии   Библиотека
Топики по английскому
География
Физика        Кроссворды      Опыты          Биографии
Химия                    Опыты        Кроссворды Шпаргалки
Экзамен
Программы

Информация о школе

Учителя
  Выпускники

Разное

Об авторе
Гостевая
Новости сайта

S1226 > Литература > Сочинения  > Л. Н. Толстой

 

Наташа Ростова центральный женский персонаж романа «Война и мир» и, пожалуй, самый любимый у автора. Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем, с 1805 по 1820 год, отрезке ее жизни и на протяжении более чем полутора тысячах страниц романа.

Здесь все: и сумма идей о месте женщины в обществе и семье, и мысли о женском идеале, и незаинтересованная романтическая влюбленность творца в свое творение.

Наташа появляется на страницах романа тринадцатилетней. Полуребенок-полудевушка. Толстому важно в ней все: и то, что она некрасива, и то, как она смеется, что говорит, и то, что она черно­глаза и волосы ее сбились назад черными кудрями.

Это гадкий утенок, готовый превратиться в лебедя.

Атмосферу счастья, всеобщей любви, игры и веселости в мос­ковском доме Ростовых сменяют идиллические пейзажи имения в Отрадном. Пейзажи и святочные игры, гадания. Она даже внешне, и, думается, совершенно не случайно похожа на Татьяну Ларину. Та же открытость любви и счастью, та же биологическая, бессозна­тельная связь с русскими национальными традициями и началами.

Вспомним, как Наташа отплясывает после охоты. «Чистое дело, марш», удивляется дядюшка. Кажется, не меньше удивлен и автор: «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, кото­рым она дышала, эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух... Но дух и приемы были те самые, неподра­жаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка».

Однако, как литературный образ, Наташу невозможно полнос­тью понять без определенных литературных проекций.

Во-первых, это пушкинская Татьяна Ларина. Их внешнее сход­ство можно расценивать как цитатное. Кроме того, общая культурная аура, поэтика фольклорных забав и, отдельно, поэтика французских романов, которыми зачитывались барышни той поры.

Во-вторых, это Софья из комедии Грибоедова «Горе от ума». Влюбленность образованной, умной девушки в подленького и глуповатого Молчалина и любовь-болезнь, любовь-наваждение Наташи к Анатолю Курагину имеют довольно много схожих черт.

Обе эти параллели не позволяют полностью объяснить Наташу, однако с ними легче разглядеть причины некоторых ее поступков и душевных движений.

В период войны 1812 года Наташа ведет себя уверенно и мужественно. При этом она никак не оценивает и не вдумывается в то, что делает. Она повинуется некоему «роевому» инстинкту жизни.

После гибели Пети Ростова она главная в семье. Она долгое время ухаживает за тяжело раненным Болконским. Это очень трудная и грязная работа. То, что Пьер Безухов увидел в ней сразу, когда она была еще девочкой, ребенком, высокую, чистую, кра­сивую душу, Толстой открывает нам постепенно, шаг за шагом. Наташа до самого конца с князем Андреем. Вокруг нее концентрируются авторские идеи о человеческих основаниях нравственности. Толстой наделяет ее необычайной этической силой. Теряя близких, имущество, испытывая в равной мере все тяготы, которые выпали на долю страны и народа, она не испытывает духовного надлома. Когда князь Андрей пробуждается «от жизни», Наташа пробуждается для жизни. Толстой пишет о чувстве «благоговейного умиления», которое охватило ее душу. Оно, оставшись навсегда, стало смысловой составляющей дальнейшего существования Наташи. В эпилоге автор изображает то, что, по его представлениям, есть истинное женское счастье. «Наташа вышла замуж раннею весною 1813 года, и у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын, которого она желала и теперь сама кормила». Уже ничего не напоминает в этой сильной, широкой матери прежнюю Наташу. Толстой нарекает ее «сильной, красивой и плодовитой самкой». Все мысли Наташи вокруг мужа и семьи. Да и мыслит она по-особенному, не умом, «а всем существом своим, т. е. плотью». Она словно часть природы, часть того естественного непостижимого процесса, в кото­рый вовлечены всю люди, земля, воздух, страны и народы.

Не удивительно, что подобное состояние жизни не кажется при­митивным или наивным ни героям, ни автору. Семья обоюдное и добровольное рабство. «Наташа у себя в доме ставила себя на ногу рабы мужа». Она только любит и любима. И в этом для нее скрыто истинное положительное содержание жизни.

«Война и мир» единственный роман Толстого, имеющий классический счастливый конец. То состояние, в котором он оставляет Николая Ростова, княжну Марью, Пьера Безухова и Наташу, лучшее, что он мог придумать и дать им. Оно имеет основание в нравственной философии Толстого, в его своеобразных, но очень серьезных представлениях о роли и месте женщины в мире и обществе.

 

Поиск: на

Автор проекта: Богомолов Федор

Rambler's Top100

Hosted by uCoz