... Я буду писать историю людей, более
свободных, чем государственные люди, исто-
рию людей, живших в самых выгодных
условиях
жизни, людей, свободных от бедности, от не-
вежества и независимых...
Л.Н.Толстой.
Лев Николаевич Толстой создавал роман "Война
и мир" в
бурную эпоху русской жизни, после падения
крепостного права. В
России шла напряженная общественно-политическая
борьба, вызван-
ная ломкой старого строя. Одним из ведущих
философских и поли-
тических вопросов стал вопрос о роли
народа и личности в исто-
рии. Волновал он и писателя. В центре его
внимания как весь
русский народ, так и сложные судьбы
отдельных людей, пути фор-
мирования их личности. В мире напряженных
исканий смысла жизни
живут главные герои романа Андрей
Болконский и Пьер Безухов.
Постепенно меняется образ их жизни,
внутренний мир.
Князь Андрей Болконский резко выделяется
из вели-
косветской среды своей образованностью,
широтой интересов. Он
чувствует пошлость, призрачность жизни
людей своего круга. Это
порождает в нем жажду настоящей жизни и
больших свершений.
Возможность их осуществления он видит в
военной службе. Князь
Андрей мечтает совершить подвиг, желает
большой личной славы.
Его кумир- Наполеон. Чтобы добиться своего,
Болконский появля-
ется в самых опасных местах сражения.
Невиданного подвига со-
вершить не удалось. Суровые военные
события способствовали то-
му, что князь разочаровывается в своих
мечтаниях. На поле боя
он увидел ожесточенные схватки
озлобленных и испуганных людей,
стремящихся уничтожить друг друга,
почувствовал ложный патрио-
тизм штабных офицеров. Тяжело раненный,
оставаясь на поле сра-
жения, Болконский переживает душевный
перелом. Лежа на спине,
князь Андрей видит небо. В эти минуты перед
ним открывается
новый мир, где нет эгоистических мыслей,
лжи, а есть только
самое чистое, высокое, справедливое. Князь
понял, что есть в
жизни нечто более значительное, чем война
и слава. Теперь уже
бывший кумир кажется ему мелким и
ничтожным.
Пережив дальнейшие события- появление
ребенка и смерть
жены-Болконский приходит к выводу, что ему
остается жить для
себя и своих близких в тихом, замкнутом
мире семьи и не инте-
ресоваться общественными проблемами. Но
натура князя Андрея
деятельная, кипучая. Он не может ужиться в
таком узком мирке.
Начинается возрождение Болконского к
жизни, к поискам нового
дела, полезного для других. Слова Пьера:
"Надо жить, надо лю-
бить, надо верить"- глубоко запали в душу
Андрея. Он понял,
что жизнь еще далеко не кончена для него.
Он вновь видит воз-
можность приносить пользу ( на этот раз в
государственном уп-
равлении), быть счастливым, любить. "Надо
жить так, чтобы все
знали меня, чтобы не для одного меня шла
моя жизнь... чтобы на
всех она отражалась и чтобы все они жили со
мной вместе!"
Так же, как и Андрей Болконский, Пьер
Безухов ищет ответа
на вопрос: что делать, к какому большому и
нужному практи-
ческому делу приложить свои силы, чему
посвятить свою жизнь.
От людей аристократического круга Пьер
отличается независи-
мостью своих взглядов. В салоне Шерер он
чувствует себя совер-
шенно посторонним человеком. А Андрей
Болконский, наоборот,
считает его самым дорогим для себя
человеком: "Ты мне дорог,
особенно потому, что ты один живой человек
среди всего нашего
света..." Не видя своего места в жизни, не
зная, куда деть ог-
ромные силы, Пьер ведет разгульную жизнь в
обществе Долохова и
Курагина. Он понимает, что такая жизнь не
для него, что должен
вырваться из этого привычного жизненного
круговорота, но у не-
го не хватает на это сил. Он не может сразу
правильно оценить
людей и поэтому часто ошибается в них. Он
искренен, доверчив,
слабоволен. Эти черты характера ярко
проявляются во взаимоот-
ношениях с развращенной Элен Курагиной.
Вскоре после брака Пь-
ер понял свою ошибку, понял, что был
обманут, и "перерабатывал
один в себе свое горе". После разрыва с
женой, находясь в
состоянии глубокого кризиса, он вступает в
масонскую ложу. Пь-
ер видит, что именно здесь он "найдет
возрождение к новой жиз-
ни". Под влиянием масонских идей Безухов
решает освободить
принадлежащих ему крепостных крестьян.
Это не удается сделать,
но все же он как-то пытается облегчить
жизнь своих рабов.
Делая добро людям, Пьер уверен, что в этом и
состоит
смысл его жизни. Однако через некоторое
время разочаровывается
и в "братстве вольных каменщиков", где
тоже царят корысть и
нечестность.
Гроза 1812 года совершила крутой переворот в
мировоззре-
нии Пьера. Война выводит его из ничтожной
среды, устоявшихся
привычек, которые связывали и подавляли
его. Поле Бородинского
сражения открывает Пьеру новый, ранее
незнакомый ему мир
простых людей. В окружении солдат он
освобождается от страха
смерти, ему хочется стать таким же, как они.
"Солдатом быть,
просто солдатом!"
Оставшись в Москве, Пьер попадает в плен.
Там ему приш-
лось пережить все ужасы военного суда,
казни русских солдат.
Знакомство в плену с Платоном Каратаевым
способствует формиро-
ванию нового взгляда на жизнь. "... Платон
Каратаев остался
навсегда в душе Пьера самым сильным и
дорогим воспоминанием и
олицетворением всего русского, доброго и
круглого". Стоит ска-
зать, что Платон Каратаев- любимый образ
самого Толстого.
После возвращения из плена Безухов сильно
внутренне изменился.
Женившись на Наташе, Пьер чувствует себя
счастливым. Но его
волнуют общественные проблемы. Он считает,
что политический
гнет, тяжелое положение общества могут
быть преодолены усилия-
ми честных людей, которые должны быть
связаны между собой, и
принимает участие в заговоре против царя,
о котором Толстой
говорит лишь намеком.
По-иному сложилась судьба князя Андрея.
Разочаровавшись в
государственной деятельности, испытав
кризис в любви к Наташе,
он также возрождается душой в дни
народного бедствия. Но
смерть оборвала его нравственный поиск.
Во многом различны, но во многом и похожи
главные герои
романа. По-разному идут они к поиску своего
смысла жизни, но
оба приходят к выводу, что смысл этот в
служении Отчизне и лю-
дям.