В художественном
мире Толстого есть герои, настойчиво и
целеустремленно ищущие смысл жизни,
стремящиеся к полной гармонии с миром. Их
не занимают светские интриги, корыстные
интересы, пустые разговоры в
великосветских салонах. Их легко узнать
среди надменных, самодовольных лиц.
К ним, безусловно,
относится один из самых ярких образов "Войны
и мира" — Андрей Болконский. Правда,
первое знакомство с этим героем не
вызывает особой симпатии, ибо его красивое
лицо "с определенными и сухими чертами"
портит выражение скуки и недовольства. Но
оно, как пишет Толстой, вызвано тем, что "все
бывшие в гостиной не только были знакомы,
но уже надоели ему так, что и смотреть на
них и слушать их ему было очень скучно".
Развернутый авторский комментарий
говорит о том, что блестящая и праздная,
пустая жизнь не удовлетворяет героя,
стремящегося разорвать порочный круг, в
котором он находится.
Князь Андрей,
обладающий, помимо ума и образованности,
сильной волей, решительно изменяет свою
жизнь, поступив на службу в штаб
главнокомандующего. Болконский мечтает о
подвиге и славе, но его желания далеки от
тщеславия, ибо они вызваны стремлением к
победе русского оружия, к общей пользе.
Обладая наследственной гордостью, Андрей
неосознанно отделяет себя от мира простых
людей. В душе героя все глубже становится
разрыв между его возвышенными мечтами и
земными буднями. Хорошенькая жена Лиза,
когда-то казавшаяся ему совершенством,
оказалась обыкновенной, заурядной
женщиной. И Андрей незаслуженно
оскорбляет ее своим пренебрежительным
отношением. Да и кипучая жизнь штаба
главнокомандующего, который
представляется Болконскому мозгом армии,
тоже оказывается весьма далекой от идеала.
Андрей свято верит в то, что его мысли о
спасении армии привлекут внимание и
интерес, послужат к общей пользе. Но вместо
спасения армии ему приходится спасать
лекарскую жену от притязаний обозного
офицера. Этот, в общем то, благородный
поступок кажется Андрею слишком мелким и
ничтожным по сравнению с его героической
мечтой.
Подвиг, совершенный
им во время Аустерлицкого сражения, когда
он бежит впереди всех со знаменем в руках
исполнен внешнего эффекта: его заметил и
оценил по достоинству даже Наполеон. Но
почему же, совершив героический поступок,
Андрей не испытывает никакого восторга и
душевного подъема? Наверное, потому, что в
тот момент, когда он упал, тяжело раненный,
ему открылась новая высокая истина вместе
с высоким бесконечным небом, раскинувшим
над ним голубой свод. На его фоне все
бывшие мечты и стремления показались
Андрею мелкими и ничтожными, такими же, как
и былой кумир. В его душе произошла
переоценка ценностей. То, что казалось ему
прекрасным и возвышенным, оказалось
пустым и тщеславным. А то, от чего он так
старательно отгораживался — простая и
тихая семейная жизнь, — теперь
представляется ему желанным, полным
счастья и гармонии. Неизвестно, как
сложилась бы жизнь Болконского с его женой.
Но когда, воскреснув из мертвых, он
возвратился домой более добрым и мягким,
на него обрушился новый удар — смерть жены,
перед которой он так и не смог загладить
свою вину. Андрей пытается жить простой,
спокойной жизнью, трогательно заботясь о
сыне, занимаясь улучшением жизни своих
крепостных: триста человек он сделал
вольными хлебопашцами, остальным заменил
барщину оброком. Эти гуманные меры,
свидетельствующие о передовых взглядах
Болконского, почему-то все-таки не
убеждают в его любви к народу. Слишком
часто проскальзывает в нем пренебрежение
к мужику или солдату, которых можно
пожалеть, но нельзя уважать. Кроме того,
состояние депрессии, ощущение
невозможности счастья говорят о том, что
все преобразования не могут полностью
занять его ум и сердце. Перемены в тяжелом
душевном состоянии Андрея начинаются с
приезда Пьера, который, видя угнетенное
настроение друга, старается внушить ему
веру в существование царства добра и
правды, которое должно существовать на
земле. Окончательное возрождение Андрея к
жизни происходит благодаря его встрече с
Наташей Ростовой. Поэтичностью, прелестью
веет описание лунной ночи и первого бала
Наташи. Общение с ней открывает Андрею
новую сферу жизни — любовь, красоту,
поэзию. Но именно с Наташей ему не суждено
быть счастливым, потому что между ними нет
полного взаимопонимания. Наташа любит
Андрея, но не понимает и не знает его. И она
тоже остается для него загадкой со своим
собственным, особенным внутренним миром.
Если Наташа живет каждым мгновением, не в
состоянии ждать и откладывать до
определенного времени момент счастья, то
Андрей способен любить на расстоянии,
находя особую прелесть в ожидании
предстоящей свадьбы с любимой девушкой.
Разлука оказалась слишком трудным
испытанием для Наташи, ибо она в отличие от
Андрея не способна думать о чем-то другом,
занять себя каким-то делом. История с
Анатолем Курагиным разрушает возможное
счастье этих героев. Гордый и самолюбивый
Андрей не в состоянии простить Наташе ее
ошибку. А она, испытывая мучительные
угрызения совести, считает себя
недостойной такого благородного,
идеального человека. Судьба разъединяет
любящих людей, оставляя в их душах горечь и
боль разочарования. Но она же соединит их
перед смертью Андрея, потому что
Отечественная война 1812 года многое
изменит в их характерах.
Когда Наполеон
вступил в пределы России и стал
стремительно продвигаться вперед, Андрей
Болконский, возненавидевший войну после
тяжелого ранения под Аустерлицем, идет в
действующую армию, отказавшись от
безопасной и перспективной службы в штабе
главнокомандующего. Командуя полком,
гордый аристократ Болконский сближается с
солдатско-крестьянской массой, учится
ценить и уважать простой народ. Если
сначала князь Андрей старался возбуждать
мужество солдат, прогуливаясь под пулями,
то, увидев их в бою, понял, что ему нечему их
учить. Он начинает смотреть на мужиков в
солдатских шинелях как на героев-патриотов,
мужественно и стойко защищавших свое
Отечество. Андрей Болконский приходит к
мысли о том, что успех армии зависит не от
позиции, вооружения или количества войск,
а от того чувства, которое есть и в нем, и в
каждом солдате. Значит, он считает, что
настроение солдат, общий боевой дух войск
являются решающим фактором для исхода
сражения.
Но все-таки полного
единения князя Андрея с простым народом не
произошло. Недаром Толстой вводит вроде бы
незначительный эпизод о том, как князю в
жаркий день захотелось искупаться, но из-за
брезгливого отношения к солдатам,
барахтающимся в пруду, он так и не смог
осуществить свое намерение. Сам Андрей
стыдится своего чувства, но не может
пересилить его.
Символично, что в
момент смертельного ранения Андрей
испытывает огромную тягу к простой земной
жизни, но тут же задумывается о том, почему
ему так жаль расстаться с ней. Эта борьба
между земными страстями и идеальной
холодноватой любовью к людям особенно
обостряется перед его смертью. Встретив
Наташу и простив ее, он чувствует прилив
жизненных сил, но это трепетное и теплое
чувство сменяется какой-то неземной
отрешенностью, которая несовместима с
жизнью и означает смерть.
Таким
образом, раскрыв в Андрее Болконском
многие замечательные черты дворянина-патриота.
Толстой обрывает его путь исканий
геройской гибелью ради спасения отчизны. И
продолжить эти поиски высших духовных
ценностей, которые так и остались
недостижимыми для Андрея, суждено в романе
его другу и единомышленнику Пьеру
Безухову.