В основе сюжета комедии
Грибоедова лежит конфликт человеке
прогрессивных убеждений Александра
Андреевича Чацкого с консервативным
обществом Но эта сюжетная линия
развивается в пьесе одновременно другой,
ведь приезжает герой в Москву с единствен
ной целью - после трехлетней разлуки
встретиться с девушкой, которую он любит.
Это дочь хозяина дома -Софья Павловна
Фамусова. Зрители уже знают, что ее
избранник - Молчалин, но Чацкий об этом не
подозревает. Таким образом, возникает
традиционный в драматургии того времени
"любовный треугольник".
Развитие сюжета определяется
прежде всего желанием Чацкого выяснить,
кого же любит Софья. Но герой постоянно
вступает в конфликты с окружающими ее
людьми и прежде всего с ее отцом - Павлом
Афанасьевичем Фамусовым. Взгляды Чацкого
несовместимы с воззрениями фамусовского
общества. а скрывать их Александр
Андреевич не привык. Крут враждебных ему
лиц расширяется: здесь и Скалозуб, и
Наталья Дмитриевна, и графиня-внучка, и
Хлестова. Цель Грибоедом - показать,
насколько Чацкий чужд этому обществу. Но
ведь это мир Софьи. Так Софья оказывается
как бы на пересечении всех "силовых
линий" этой комедии.
В конце концов оказывается, что
Софья все же полностью принадлежит
враждебному для Чацкого миру. Она -
истинная дочь своего отца. А все-таки в
комедии это. пожалуй, самый сложны и
противоречивый образ.
"Это смесь хороших инстинктов с
ложью, живого ума с отсутствием всякого
намека на идеи и убеждения, - путаница
понятий, умственная и нравственная
слепота - все это не имеет в ней характера
личных пороков, а является, как общие черты
ее круга", - пишет Гончаров. Да, это и есть
новый взгляд на человека, новое
изображение его в литературе. Мы находим в
героине много хорошего. Она привлекает
независимостью поведения, мыслей, не
боится общественного мнения: "А кем из
них я дорожу? Хочу - люблю, хочу -скажу". В
фамусовском обществе приняты браки по
расчету. Отец мечтает выдать дочь за
Скалозуба. Но она способна по достоинству
оценить личность жениха: "Он слова
умного не выговорил сроду, мне все равно,
что за него, что в воду". Она мечтает о
любви. Причем о любви необыкновенной; а чем
больше препятствий, тем лучше, это и есть
истинная проверка чувств.
Самые привлекательные стороны
характера героини раскрываются в развязке
комедии (действие четвертое). Тяжким
ударом оказывается для нее открытие
истинной сути ее возлюбленного. Молчалин
так низок, так подл в сцене с Лизой. Софья
ведет себя в этой ситуации с большим
достоинством: "Упреков, жалоб, слез моих
не смейте ожидать, не стоите вы их", -
говорит она Молчалину, не слушая его
лживых оправданий.
Мы понимаем, что ошибка Софьи не
случайна. В упреках Чацкого по отношению к
ней есть много справедпивого. Он даже
предполагает, что она помирится с
Молчалиным. Ведь ей необходим "муж-мальчик,
муж-слуга, из жениных пажей - высокий идеал
московских всех мужей". Да, конечно,
Софье хочется властвовать над мужем, как
Наталья Дмитриевна Горич, например. Софья
не замечает низости Молчалина, и это тоже
следствие нравственной слепоты. Ей
кажется естественным его поведение - ведь
так и принято, как говорит Фамусов, "учиться,
на старших глядя", не должно сметь свое
суждение иметь", и Софья, пожалуй,
согласна с этим. Ведь ей нужен человек,
обладающий молчалинским умом, который
может "семейство осчастливить". Она
не способна понять истинную цену
Молчалина, так как ее критерии оценки иные,
чем у Чацкого. То. что для Чацкого низость,
подобострастие, для Софьи Павловны -
скромность, уважение к старшим. В поступке
героини по отношению к Чацкому тоже
сказалась ее принадлежность к
определенному кругу, ведь сплетня, ложь,
клевета -обычнье средства борьбы в
фамусовском обществе.
Итак, мы видим, что в комедии
Грибоедова Софья, благодаря свойствам ее
характера, оказалось в совершенно особом
положении - она занимает в конфликте как бы
срединное место - в чем-то близка она
Чацкому, но в конечном итоге оказывается
чуть ли не главным его врагом. Безусловно,
это один из самых оригинальных образов в
комедии.