Многие писатели разных эпох и народов
стремились запечатлеть своего
современника, через него донося до нас
свое время, свои идеи, свои идеалы. Каков он,
молодой человек, разных эпох? Пушкин в
романе "Евгений Онегин" запечатлел
молодого человека 20-х годов: умного,
неудовлетворенного существующей
действительностью, жизнь которого так и
прошла без пользы. Не успели отгреметь
вокруг страсти Онегина, как вслед за ним
появился другой герой - Григорий Печорин,
молодой человек, представляющий поколение
30-х годов XIX века из романа
M.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени".
И опять та же судьба, трагическая,
неординарная. Страстное стремление героев
понять смысл жизни, поиски истины, с одной
стороны, и бесцельное, паразитическое
существование, с другой стороны, - это
трагический разлад мечты и
действительности. Вслед за ними в
литературе появляется целая галерея
героев своего времени: тургеневский
Базаров, натура совершенно
противоположная Онегину и Печорину,
Андрей Болконский и Пьер
Безухов - лучшие представители передового
дворянства из романа Л. Толстого "Война
и мир". Почему же до сих пор споры об
Онегине и Печорине очень злободневны, хотя
образ жизни в настоящее время совершенно
другой. Все другое: идеалы, цели, мысли,
мечты. На мой взгляд, ответ на этот вопрос
очень прост: смысл человеческого
существования волнует всех, независимо от
того, в какое время мы живем, о чем думаем и
мечтаем.
Особенно углубленным психологическим
анализом характеризуется центральная
часть романа - "Дневник Печорина".
Впервые в русской литературе появляется
такое беспощадное обнажение героем своей
личности. Переживания героя анализируются
им же со "строгостью судьи и гражданина".
Печорин говорит; "Я до сих пор стараюсь
объяснить себе, какого рода
чувства кипят в груди моей". Привычка к
самоанализу дополняется навыками
беспрестанного наблюдения за окружающими.
В сущности все отношения Печорина с людьми
являются своеобразными психологическими
экспериментами, которые интересуют героя
своей сложностью и на время развлекают
удачей. Такова история с Бэлой, история
победы над Мери. Похожей была
психологическая "игра" с Грушницким,
которого Печорин дурачит, заявляя, что
Мери он небезразличен, чтобы потом
доказать его плачевную ошибку. Печорин
рассуждает о том, что "честолюбие есть
не что иное, как жажда власти, а счастье -
всего лишь напыщенная гордость".
Если А.С. Пушкина принято считать
создателем первого реалистического
стихотворного романа о современности, то,
на мой взгляд, Лермонтов является автором
первого социальнопсихологического романа
в прозе. Его роман отличается глубиной
анализа психологического восприятия мира.
Изображая свою эпоху, Лермонтов
подвергает ее глубокому критическому
анализу, не поддаваясь никаким иллюзиям и
обольщеньям. Лермонтов показывает все
самые слабые стороны своего поколения:
холодность сердец, эгоизм, бесплодность
деятельности. Реализм "Героя нашего
времени" во многом отличен от реализма
пушкинского романа. Отодвигая в сторону
бытовые элементы, историю жизни героев,
Лермонтов сосредотачивает внимание на их
внутреннем мире, подробно раскрывая
мотивы, побудившие того или иного героя на
какие-либо поступки. Автор изображает
всевозможные переливы чувств с такой
глубиной, проникновенностью и
детализированностью, которой еще не знала
литература его времени.
Многие считали Лермонтова
предшественником Льва Толстого. И с
этим я абсолютно согласна, ведь именно у
Лермонтова Толстой учился приемам
раскрытия внутреннего мира персонажей,
портретному мастерству и речевому стилю.
Из творческого опыта Лермонтова исходил и
Достоевский, однако раздумья Лермонтова о
роли страданий в духовной жизни человека,
о раздвоении сознания, о крахе
индивидуализма сильной личности
превратились у Достоевского в изображение
болезненной напряженности и мучительных
страданий героев его произведений.
Мятежная натура Печорина отказывается от
радостей и душевного спокойствия. Этот
герой вечно "просит бури". Его натура
слишком, богата страстями и мыслями,
слишком свободна, чтобы довольствоваться
малым и не требовать от мира больших
чувств, событий, ощущений. Самоанализ
необходим современному человеку, чтобы
верно соотнести свою судьбу и
предназначение с настоящей жизнью, чтобы
понять свое место в этом мире. Отсутствие
убеждений - настоящая трагедия для героя и
его поколения.
В "Журнале Печорина" открывается
живая, сложная, богатая, аналитическая
работа разума. Это доказывает нам не
только то, что главный герой - фигура
типичная, но и то, что в России существует
молодежь, которая трагически одинока.
Печорин причисляет себя к жалким потомкам,
которые скитаются по земле без убеждений.
Он говорит: "Мы не способны более к
великим жертвам ни для блага человечества,
ни даже для собственного нашего счастья".
Эта же мысль повторяется и у Лермонтова в
стихотворении "Дума": Богаты мы, едва
из колыбели, Ошибками отцов и поздним их
умом, И жизнь уж нас томит, как ровный путь
без цели, Как пир на празднике чужом.