Жанровое своеобразие пьесы А.Н.Островского "Гроза"   

S1226 > Литература > Сочинения  > А. Н. Островский

 

Жанровое своеобразие пьесы А.Н.Островского "Гроза"

А.Н. Островский дал своей пьесе "Гроза" жанровое определение "драма". Однако характер конфликта (внешний конфликт свободолюбивой личности - главной героини пьесы Катерины - с изжившим себя и выродившимся в мракобесие патриархальным порядком и внутренний конфликт, происходящий в душе Катерины, - противоборство воли к любви и свободе с понятиями христианской морали) позволяет назвать "Грозу" трагедией. Определение, данное самим Островским, является скорее данью традиции, гласившей, что лица с низким социальным статусом (в "Грозе" все главные герои, как и в большинстве прочих пьес Островского, принадлежат к купечеству), вообще, неисторические персонажи, не могут быть центральными героями трагедии. В этом смысле "Гроза" - явление уникальное и новаторское: в пьесе разворачиваются два конфликта, традиционных для трагедии: конфликт личности и общества и конфликт между чувством и долгом, - однако оба эти конфликта, несомненно трагические, разрабатываются и осмысляются драматургом на материале народного быта.
В "Грозе" сочетаются признаки социально-бытовой драмы и трагедии. К признакам драмы относятся такие особенности пьесы, как интерес автора к быту города Калинова, где развертывается действие. Город обрисован гораздо подробнее, нежели это делалось в предшествующих "Грозе" комедиях Островского: действие происходит не только в доме Кабановой, где живет Катерина, но и в "общественном саду на высоком берегу Волги", на улице; в пьесе изображаются ночные гуляния молодежи, звучат песни; при этом Островский показывает и другую сторону повседневной жизни калиновцев - жестокость и самодурство. В "Грозе", как и в других пьесах Островского, немало персонажей, не принимающих прямого участия в основном конфликте, но необходимых автору для более полного и наглядного изображения уклада городской жизни: Дикой, Кулигин, Шапкин, Феклуша и т.д.. Внешняя сторона конфликта - противостояние снохи и свекрови - также бытовая.
Однако значительно более важную роль играют в пьесе трагические элементы. Основа трагизма "Грозы" - изображение Островским столкновения двух эпох, двух общественных систем: патриархального древнерусского уклада, основанного на безоговорочном подчинении младших старшим, на неукоснительном соблюдении обрядовой стороны жизни (Кабанова заставляет сына "поучать" жену перед отъездом, требует, чтобы она "в ноги кланялась" мужу: "Что ты на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! <...> Аль порядку не знаешь?" - "выла", проводив мужа), и нарождающегося личностного самосознания, ярче всего проявляющегося в образе главной героини.
Мир города Калинова предельно замкнут. Представления жителей об их собственном прошлом и о внешнем мире не выходят за рамки рассказов странницы Феклуши о "салтанах", о "людях с песьими головами", о том, как "для-ради скорости" "огненного змия стали запрягать", или расплывчатых преданий о "Литве", которая "на нас с неба упала". Они боятся всего нового, как бы полезно оно ни было: Дикой в ответ на предложение Кулигина установить солнечные часы или "громовые отводы" ругает его "разбойником" или "татарином", а Кабанова говорит: "меня хоть ты золотом осыпь, так я не поеду" на поезде. Замкнутость калиновского мира проявляется и в суеверном страхе жителей перед явлениями природы: "Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет Не гроза это, а благодать! <...> У вас все гроза! Северное сияние загорится, любоваться надобно да дивиться <...> А вы ужасаетесь да придумываете, к войне это или к мору. <...> Изо всего-то вы себе пугал понаделали", - говорит Кулигин в четвертом явлении четвертого действия.
Этому герметично замкнутому мирку города Калинова противостоит мир внешний: Сибирь, куда уезжает в конце пьесы Борис, Москва, где жизнь кипит ("гульбища да игрища"), где есть железная дорога и другие проявления прогресса; мир, в который так стремится вырваться Тихон ("недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет", - говорит он жене перед отъездом). Огромную роль в пьесе играет пейзаж, природа, также противостоящие городу: Волга, высокий берег, простор, красота, неразрывно связанные с образом Катерины, - все это создает противопоставление замкнутого в своей косности города и бескрайнего мира, от которого Калинов отгородился.
Лишь три персонажа "Грозы" противопоставлены всем остальным калиновцам: Катерина, Борис и Кулигин. Борис не принадлежит городскому миру по рождению и воспитанию, не похож на остальных горожан обликом и манерами: в списке действующих лиц о нем говорится: "молодой человек, порядочно образованный" (Борис не только не разделяет страха калиновцев перед грозой, но и знает о невозможности "найти перпетуум-мобиле", не говоря, однако, об этом Кулигину: "Жаль его разочаровывать-то!"), одетый в европейское платье, в отличие от всех остальных персонажей. Однако несмотря на свою чуждость этому миру ("Эх, Кулигин, больно трудно мне здесь без привычки-то! Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний <...> Обычаев я здешних не знаю", - жалуется он Кулигину), Борису приходится принимать его законы, подчиняясь дяде-самодуру - Дикому.
И Катерина, и Кулигин - натуры поэтические и мечтательные, способные к глубоким переживаниям, к восхищению природой, к которой прочие жители города равнодушны. Однако при этом оба они включены в этот мир и порождены им. Образованность Кулигина весьма архаична: он пишет стихи "по-старинному <...> Поначитался-таки Ломоносова, Державина". Его технические идеи - солнечные часы, громоотвод, "перпету-мобиль" - явный анахронизм для середины XIX в.. Хотя Кулигин и человек нового типа, его новизна укоренена в калиновском мире. Кулигин - личность созерцательно-пассивного склада, и это дает ему возможность жить в Калинове.
Катерина, при всей своей исключительности, также принадлежит этому миру. Рассказывая Варваре о своей жизни в девичестве, она описывает такой же патриархальный уклад, что и в доме Кабановой, недаром Варвара говорит: "Да ведь и у нас то же самое". Однако в этом заключается причина и смысл основного конфликта пьесы: мир, в котором жила Катерина до замужества, был основан на любви и взаимопонимании: "Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле <...> что хочу, бывало, то и делаю". "Воля" эта вовсе не противоречила патриархальному строю жизни, основанного на домашней работе и религии, не выходила за его рамки. В этом мире не было насилия и принуждения, поскольку человек не мыслил себя вне его, не противопоставлял себя ему. Причина такого положения вещей кроется в том, что в семье Катерины господствовал внутренний смысл патриархального уклада, гармония между индивидуальной волей человека и морально-этическими представлениями общества.
Однако в Калинове старые общественные отношения утратили свое духовное содержание, сохраняясь лишь в виде застывших форм, держащихся лишь на самодурстве и принуждении. "Здесь как будто все из-под неволи", - говорит Катерина. Основа трагического противостояния Катерины и Кабановой - лиц, сходных своим нравственным максимализмом, бескомпромиссностью и религиозностью, - заключается в том, что если Кабановой нужны только внешние проявления покорности, а вовсе не любовь, доверие и уважение со стороны младших, если внутренняя духовная сторона патриархального уклада ей безразлична, то Катерина воплощает собою дух этого мира, его мечту о справедливости, о красоте. Несоответствие между формой и содержанием общественных отношений - одна из основ конфликта "Грозы".
Это несоответствие порождает и внутренний конфликт, происходящий в душе Катерины и приводящий ее к гибели. Катерина не может, подобно Тихону или Варваре, живущих по принципу "<...> Делай что хочешь, лишь бы шито да крыто было", внешне покоряться Кабановой, выслушивать ее наставления и поучения, а затем потихоньку нарушать их, не придавая им никакого значения. Она "обманывать <...> не умеет, скрыть-то ничего не может", она сама себе не способна простить "греховных" мыслей, чувств или действий. При этом именно в ней просыпается смутное чувство, которое она сама не может понять и объяснить: "<...> Что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то! Никогда со мной этого не было. Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю", - говорит она Варваре в седьмом явлении первого действия. Это чувство - пробуждающееся личностное самосознание, принимающее в душе Катерины форму любви к Борису, любви "преступной", "греховной" как с точки зрения патриархальной морали, так и в восприятии самой Катерины. Любовь замужней женщины к чужому человеку видится Катериной, для которой нравственная суть патриархального строя - не пустой звук, как нарушение морального долга, преступление. Она хочет оставаться нравственно безупречной, и ее требовательность к себе безгранична. Катерина до последнего противостоит своему чувству, но не находит поддержки в этой внутренней борьбе: "Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что".
Еще не осознав до конца природы своего чувства, Катерина уже понимает, что оно ведет ее к гибели: "Я умру скоро", - говорит она Варваре в том же седьмом явлении первого действия. Чувствуя над собою власть "греховной" страсти, Катерина не может больше молиться, как прежде: ханжеский разрыв между внешним формальным выполнением заповедей и повседневным их нарушением глубоко чужд ей. Мысль о самоубийстве появляется еще в начале второго действия: "А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь". Тягостная атмосфера насилия со стороны свекрови, с одной стороны, и мучительная и все нарастающая внутренняя борьба, не находящая понимания и сочувствия со стороны окружающих и усугубляемая грозой, бесноватыми речами барыни-кликуши и картиной "геенны огненной", изображенной там, где Катерина хочет помолиться, с другой, приводят ее сначала к роковому признанию, а затем и к решению покончить с собой - греху еще более тяжкому с точки зрения христианской морали, нежели супружеская измена.
Мотив полета, прыжка, "омута", Волги, связанный с самоубийством Катерины, проходит через всю пьесу. Она открывается и завершается видом "высокого берега Волги", в седьмом явлении первого действия Катерина мечтает: "Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела", - а слова барыни: "Вот куда красота-то ведет. <...> Вот, вот, в самый омут", - сказанные ею в следующем явлении, звучат грозным предупреждением, повторяясь уже в виде непосредственного побуждения в шестом явлении четвертого действия: "В омут лучше с красотой-то! Да скорей, скорей!" В этих словах выражается трагическая судьба Катерины - душевной красоте и чистоте, воле сильной личности к счастью нет места в этом душном мире, где господствуют страдания и смерть.
Гибель Катерины - предвестье скорого крушения патриархального уклада жизни города Калинова и всего старого общественного строя вообще. Трагедия завершается своего рода катарсисом: смерть Катерины избавляет ее от страданий: "Хорошо тебе, Катя!" - говорит Тихон, и заставляет последнего восстать против гнета матери: "Вы ее погубили! Вы! Вы!" Таким образом, столкновение двух эпох - отжившего свой век, окостеневшего патриархального уклада и новой жизни, основанной на свободе личной воли, завершается в пользу последней, хотя это и стоит жизни Катерины. Глобальный, общечеловеческий характер конфликта делает "Грозу" трагедией.

 

Поиск: на

Автор проекта: Богомолов Федор

Rambler's Top100

Hosted by uCoz