Драма Александра Николаевича Островского
«Гроза» — самое значительное и итоговое
произведение первой половины творчества
писателя. В «Грозе» Островский
возвратился к своей излюбленной тематике,
к изображению семейно-бытового конфликта
его внутреннем драматическом развитии,
довел до решительной развязки и тем самым
впервые вышел за пределы комедийного
жанра. В «Грозе» драматург нашел характер
более значительный, чем в предыдущих
пьесах. Однако подобными же свойствами
отличается и другая героиня пьесы, Варвара,
которая умеет в своей любви к друг у
активно и смело обойти прямолинейные
запреты домостроевского мира. Но Варвара мелка
в чувствах и запросах. Катерина же
обладает не только силой, но и глубиной
пере-яйй, вытекающих из ее нравственной
незаурядности, и, прежде всего, из ее
смутных и неосознанных романтических
стремлений. В разговоре с Варварой
открывается душа Катерины «Я говорю,
отчего люди не летают так, как птицы?
Знаешь, мне иногда кажется, что я птица.
Когда стоишь на горе, тебя и тянет лететь.
Вот так бы разбежалась, подняла руки и
полетела». Эти стремления Катерины
получили развитие еще до замужества, в
патриархально-купеческих условиях ее
воспитания. Мать в Катерине «души не чаяла»,
«полон дом был странниц и богомолок», «цветов
было много, много», часто в церковь ходили
дома «по бархату золотом» вышивали... Эта
обстановка дала широкий простор
мечтательности девушки, мечты ее
окрашивались в тона религиозной
экзальтации. Однако эти условия
содействовали и тому, что в осознании
Катерины прочно укладывались и
укреплялись нормы патриархальной
покорности, подкрепленной авторитетом
религии. Разбудив в Катерине религиозно-романтическую
мечтательность, патриархальная домостроевщина
сыграла с ней злую шутку. Мать девушки была
убеждена, что Катерина «будет любить
всякого мужа», и, польстившись на выгодный
брак, выдала ее без любви в семью Кабановых.
Но эта семья совершенно иной закалки,
здесь все выполняется не от души, а «из-под
неволи». Вот Варвара привыкла жить в такой
атмосфере. Она обманывает мать, не
испытывая ни малейшего угрызения совести.
Внешне Варвара подчиняется власти
Кабанихи, но внутри — она протестует.
Причем она не считает зазорной эту двойную
Жизнь — привыкла. «Ну, а ведь без этого (обмана)
нельзя... У нас весь дом на том держится. И я
не обманщица была, да выучилась, когда
нужно стало»,— учит она Катерину. Варвара
прекрасно усвоила уроки матери-ханжи и
лицемерки. Катерина же тяготится той
атмосферой, в которой вынуждена жить... Она
не любит недалекого и слабовольного мужа,
пре-3Ирает злобную и сварливую свекровь.
Неминуемо ее романтические устремления
должны были найти и нашли выход, страстно
влюбилась в Бориса. Вначале она стремилась
давить в себе греховное чувство, но, не
сумев противостоять ^У> тяжело и искренне
переживает измену мужу. Катерина полна
страха перед содеянным грехом, но не л кого
суда она боится. Грозу Катерина
воспринимает как Божью кару, поэтому ждет
от нее смерти. И страшно вдвойне умереть
без покаяния, поэтому «перед всем миром»
признается, «мне умереть не страшно, а как
я подумаю, что вот вдруг я явлю 6 перед
Богом такая, какая я здесь... — вот что
страшно! Что меня на уме-то! Какой грех-то!
Страшно вымолвить!» Варвара же боится
одного — прозябать от скуки. У Нее
совершенно иная «философия»: «А что за
охота сохнуть-то! Хот умирай с тоски,
пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся
Так какая же неволя себя мучить-то!» Она
живет по довольно своеобразным правилам,
но ее судить трудно, мать вынуждает
Варвару врать и скрываться. Ханжество
Кабанихи, ее вечные запреты толкают
Варвару на этот путь. Катерина сама кается
Тихону в совершенном грехе, ее порыв к
свободе, стремление хотя бы ценой жизни
вырваться из домостроевской тюрьмы
оказывается сильнее чувства долга.
Катерина готова бежать с Борисом, вот
только он ее не берет. Оставленная
возлюбленным, Катерина предпочитает
смерть возвращению к мужу в семейную
кабалу. Совершенно иная ситуация у Варвары.
Она свободна от обязательств, ничего не
связывает ее с семьей, кроме неприятных
воспоминаний, нет родственной
привязанности, чувства дочерней
благодарности, поэтому она спокойно
уходит с Кудряшом, не заботясь о
последствиях. Островский вывел на сцену
два противоположных характера, указав
пути из «темного царства». Зрителю ближе,
вероятно, «бегство» Варвары, чем уход
Катерины. Она избрала слишком суровый путь,
но у нее не было другого выхода.