В "Грозе" есть что-то освежающее и
ободряющее .Это "что-то" и есть по-нашему
, фон пьесы , указанный нами и
обнаруживающий шаткость и близкий конец
самодурства. Затем самый характер
Катерины, рисующийся на этом фоне, тоже
веет на нас новой жизнью, которая
открывается нам в самой ее гибели". Н.А.
Добролюбов В 1859 году на страницах "Современника"
появилась статья Добролюбова "Темное
царство". Эта статья глубоко взволновала
драматурга Островского. "Кто сумеет
бросить луч света в безобразный мрак "темного
царства" ?"- спрашивал Добролюбов . На
этот вопрос Островский ответил новой
пьесой , которую написал в течение лета и
осени этого же года. Драма "Гроза"
была напечатана в период общественного
подъема, когда трещали устои
крепостничества и в душной тревожной
атмосфере действительно собиралась гроза.
В своей пьесе Островский поставил один из
важнейших вопросов своего времени -
освобождение женщины от семейного рабства.
Необузданный произвол и насилие царит в
изображаемом драматургом городе Калинове
, олицетворяющем всю Россию. Черты,
характеризующие быт города -
невежественность, замкнутость, грубость,
произвол, властвующий в общественных
отношениях и в семье, умственный застой.
Чтобы раскрыть Картину гнета в купеческой
семье и показать всю гнилость жизни в
городе Калинове, Островский дает ряд
контрастных образов своих героев. Образ
Катерины является центральным образом в
драме. Она по своим взглядам и интересам
резко отличается от представителей "темного
царства". В родительском доме ей жилось
привольно и беззаботно. Мать ее очень
любила, "наряжала как куклу, работать не
принуждала". Катерина любила ходить в
церковь, вышивать. Девушкам ее общества в
те времена не давали образования, поэтому
Катерина с удовольствием слушает
суеверные рассказы богомолок и
бессмысленные бредни странниц. Эти
рассказы превращаются в "золотые
поэтические образы", потому что
материалы, представляемые
действительностью, однообразны. Она
религиозна, сны ее забавляют, ей все
нравится. Воображение Катерины работает
неутомимо. Оно уносит ее в небо, заоблачный
мир райской жизни. Катерина выходит замуж.
И вот такая поэтически - мечтательная
натура попадает в семью злой и жестокой
Кабанихи. Катерина придавлена окружающей
ее обстановкой. Ее прежние чувства
подавила властолюбивая Кабаниха. Здесь же
и происходит неизбежный конфликт между
душевным миром Катерины и "темным
царством" Кабановой. Кабаниха властно,
безжалостно, надоедливо точит Катерину ,
скрывая свою злобу и спесь под маской
внешнего благочестия. Душная и напряженная
атмосфера города начинает отравлять жизнь
Катерины. Всем существом ненавидя
окружающие быт, задыхаясь в нем, Катерина
стремится к воле, к свету, к любви.
Рассматривая отношение Катерины к Тихону,
мы замечаем, что она не любит его, потому
что ее выдали замуж по сговору родителей.
Катерина пытается найти отзыв в сердце
мужа, но в ответ на это он всего лишь жалеет
ее. Слепо повинуясь матери, Тихон
постепенно меркнет в глазах Катерины. Но
вот на ее жизненном пути становится новый
человек, который отличается от всех
окружающих и сходится с настроениями,
близкими ей самой. Это Борис. Превосходя
Катерину по образованию, он уступает ей по
силе воли, ненависти к гнетущим
обстоятельствам. Это слабохарактерный,
безвольный человек., по психологии раб.
Борис, в отличие от Катерины, не может
пойти на разрыв с окружающим его миром,
поэтому хочет скрыть свои отношения с
Катериной. Но та решительно отвечает: "Пусть
все знают, пусть все видят, что я делаю.
Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь
ли я людского суда?" Захваченная впервые
вспыхнувшим чувством, Катерина пошла
навстречу любви, но открытая, правдивая,
она не могла скрывать своих тайных встреч
с Борисом. Она религиозна, поэтому считает
великим грехом любить другого человека. Ее
угнетает украденное счастье. Во время
грозы ,в полубреду, в состоянии помрачения,
она признается в своей неверности мужу.
Отстаивая права человеческой личности на
свободу, ища выхода из создавшегося
жизненного тупика, Катерина пытается
опереться на Бориса. На просьбу взять ее с
собой , он отвечает отказом. И Борис
покидает Катерину в очень трудный для нее
момент, подчиняясь воли дядюшки. Катерина
вновь чувствует себя одинокой. Никто не
может прийти ей на помощь, а поэтому ей
самой приходится решать свою судьбу. Вот
Катерина стоит перед диллемой: идти домой
или броситься в омут. И она выбирает второе.
В положении Катерины гибель в омуте было
выражением не трусости, не слабости, не
покорности , а ненависти к угнетающим
порядкам , проявлением рвущегося наружу
стремления к воле, внутреннего осознания
своих человеческих прав, духовной силы,
смелости. Ее смелость сказалась в
частности в том, что кончая жизнь
самоубийством, она пренебрегла законам
религии, думая в тот момент не о спасении
души, а о любви, которая открылась ей.
Катерина- одна из наиболее замечательных
образов русских женщин. Она отражает своим
поведением стихийный протест народных
масс. Гибель Катерины , укрепившая и
усилившая возмущение Кулигина, вызвавшая
к "бунту" против своей маменьки
робкого и забитого Тихона, несомненно
содействовала разрушению старого порядка.
В ответ на произведение Островского "Гроза"
в 1860 году Добролюбов написал статью,
которая называлась "Луч света в темном
царстве", где раскрыл художественный
смысл и общественное значение пьесы. Пьеса
и статья как бы соединились в сознании
читателей и приобрели громадную силу
воздействия. В образе Катерины по мнению
Добролюбова, воплотилась "великая
народная идея" - идея освобождения.