Уж такого-то ругателя, как у нас Савел
Прокофъич, поискать еще! А. Н. Островский
Драма Александра Николаевича Островского
«Гроза» на долгие годы стала
хрестоматийным произведением,
изобразившим «темное царство», которое
подавляет лучшие человеческие чувства и
стремления, пытается всех заставить жить
по своим грубым законам. Никакого
свободомыслия — безоговорочное и
полнейшее подчинение старшим. Носителями
этой «идеологии» являются Дикой и
Кабаниха. Внутренне они очень похожи, но
некоторое внешнее различие присутствует в
их характерах. Кабаниха ханжа и лицемерка.
Под маской благочестия она, «как ржа
железо», поедом ест своих домочадцев,
совершенно подавляя в них волю. Кабаниха
вырастила безвольного сына, хочет
контролировать каждый его шаг. Ей
неприятна сама мысль, что Тихон может
самостоятельно принимать решения, не
оглядываясь на мать. «Поверила бы я тебе,
мой друг,— говорит она Тихону,— кабы
своими глазами не видала да своими ушами
не слыхала, каково теперь стало почтение
родителям от детей-то! Хоть бы то-то
помнили, сколько матери болезней от детей
переносят». Кабаниха не только сама
унижает детей, она обучает этому и Тихона,
заставляя мучить жену. У этой старухи все
на подозрении. Не будь она так свирепа, не
кинулась бы Катерина сначала в объятия
Бориса, а потом — в Волгу. Дикой деве
просто как «цепной» набрасывается на всех.
Кудряш, правда, уверен, что «...мало у нас
парней-то на мою стать, а то бы мы его
озорничать-то отучили». Это совершенно
верно. Дикой не встречает должного
сопротивления, поэтому и подавляет всех.
За ним капитал — это основа его бесчинств,
этому он так и держит себя. Для Дикого есть
один закон — деньги. Ими он определяет «ценность»
человека. Ругань для него обычное
состояние. Про него говорят: «Уж такого
ругателя, как у нас Савел Прокофьич,
поискать еще. 1и за что человека оборвет».
Кабаниха и Дикой— «столпы общества»,
духовные наставники в городе Калинове. Они
установили невыносимые порядки, от
которых одна кидается в Волгу, другие
бегут куда глаза глядят, а третьи
спиваются. Кабаниха вполне уверена в своей
правоте, она одна знала истину в последней
инстанции. Оттого и держит себя так
бесцеремонно. Она враг всему новому,
молодому, свежему. «Так-то вот старина-то и
выводится. В другой дом и взойти-то не
хочется. А взойдешь-то, так плюнешь, да вон
скорее. Что будет, ка! старики перемрут, как
будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, д{ уж
хоть то хорошо, что не увижу ничего». У
Дикого же патологическая любовь к деньгам.
В них oi видит основу своей безграничной
власти над людьми. Причем для него все
средства хороши в добывании денег: он
обсчитывает горожан, «ни одного путем не
разочтет», у него из недоплаченных копеек
«тысячи составляются», совершенно
спокойно присваивает себе наследство
племянников. Дикой не щепетиле в выборе
средств. Под гнетом Диких и Кабаних стонут
не только их домашние, но и весь город. «Толстая
мощна» открывает пере ними неограниченную
возможность произвола и самодурств* «Отсутствие
всякого закона, всякой логики — вот закон
логика этой жизни»,— пишет Добролюбов о
быте города Калинова, а следовательно, и
любого другого города царской России. В
пьесе «Гроза» Островский дает правдивую
картину затлой атмосферы губернского
города. Ужасающее впечатление
складывается у читателя и зрителя, но
почему же драма актуальна и спустя 140 лет
после создания? Мало что изменилось
психологии людей. Кто богат, у власти, тот и
прав, к сожалению, и поныне.