Важное место в
романе «Евгений Онегин» занимает образ
Татьяны Лариной – «милый идеал» Пушкина.
Именно в ее лице поэт воплотил лучшие
женские качества, подмеченные им ранее в
жизни. И наиболее важно для поэта то, что
героиня – «русская душою». Что же делает
ее такой и какие черты ее характера близки
Пушкину?
Какой русский человек не любит природу и
русскую красавицу-зиму! Близость героини к
природе поэт подчеркивает еще в ее
портрете:
Дика, печальна, молчалива, … Как лань
лесная, боязлива…
Татьяне нравится встречать восход солнца,
бродить по лесам, наслаждаться тишиной и
гармонией природы, отдыхать на ее лоне. Не
случайно героиня не хочет уезжать из
поместья и противопоставляет «постылую
жизнь» высшего света в Петербурге родным,
близким для сердца деревенским местам,
обширным просторам.
Татьяну Пушкин наделяет нетрадиционным
для дворянских героинь, чисто русским
именем, с которым «неразлучно
воспоминанье старины». Ведь героиня –
воплощение национального характера. Она
тесно связана с народной жизнью духовными
узами. Лучшие черты личности Татьяны
уходят корнями в народную почву.
Воспитанная простой крестьянкой, так же,
как и сам Пушкин – Ариной Радионовной,
Татьяна восприняла от Филипьевны всю
народную мудрость, постигла понятия добра
и зла, долга. Знание фольклора, сказок,
обрядов, народных традиций, «милых
преданий простонародной старины», русских
снов служит тому доказательством.
Пушкин всегда рад подчеркнуть
индивидуальность Татьяны, ее отличие от
девушек-пустышек. Чувства героини полны
искренности и чистоты. Она не знает ни
манерной жеманности, ни лукавого
кокетства, ни сентиментальной
чувствительности – всего того, что было
свойственно большинству ее сверстниц. Она
любит Онегина «не шутя», серьезно, на всю
жизнь. Ее наивно-чистое, трогательное и
искреннее письмо дышит глубоким чувством,
оно полно возвышенной простоты. Трепетные
слова ее признания в любви к Евгению так
схожи с признаниями самого Пушкина!
И, наконец, Пушкин восхищается природным
умом своей героини. Интеллектуальное
развитие Татьяны помогает ей в Петербурге
понять и внутренне отвергнуть «постыллой
жизни мишуру», сохранить свой высокий
нравственный облик. И свет видит в ней
волевую натуру, осознает ее превосходство.
Но, хоть Татьяна и прячет свои чувства под
маской светской дамы, Пушкин все-таки
видит ее страдания. Татьяна хочет бежать в
деревню, но не может. Героиня не способна
порвать узы брака с человеком, за которого
она вышла. Кем бы он ни был она никогда не
причинит ему боль. Это в очередной раз
доказывает ее духовное превосходство над
окружающими, ее верность, преданность
своему мужу.
В романе «Евгений Онегин» Пушкин создал
новый литературный тип, которому нет
аналогов в русской литературе. По словам
Белинского, «он первый поэтически
воспроизвел, в лице Татьяны, русскую
женщину».