Древние русские авторы
уделяют природе немного внимания и только
тогда, когда она тесным образом связана с
судьбой действующих лиц повествования,
когда она оказывает на них влияние. В
древней Руси нет описания бездействующей
природы, которая играет прямую, а не
косвенную роль. В "Слове..." нет
пейзажей, природа введена в события, она
участвует в них то ускоряя, то замедляя их
ход. Она активна и в этой своей активности
наделяется почти человеческими качествами.
В гениальной древней
поэме "Слово о полку Игореве" русская
земля осознается как нечто единое, как
достояние народа, идущего от одного корня,
несмотря на усобицы и существование
различных княжеств.
Душа автора "Слова", до сих пор, к
сожалению, безымянного, нерасторжима с
родными просторами и туманами южнорусских
холмов и степных раздолий. Природа живет и
дышит в "Слове" заодно с человеком,
заодно выступает с воинами-русичами,
перегородившими "великие поля
червлеными щитами". Она радуется вместе с
ними победе, печалится при поражении. "О,
светло светлая и красно украшенная земля
Русская! - говорится в другом древнерусском
памятнике письменности. - Многими красотами
дивишь ты - озерами многими, дивишь ты
реками и источниками местопочтимыми,
горами крутыми, холмами высокими, дубравами
частыми, полями дивными, зверьками
различными, птицами бесчисленными,
городами великими. Образ русской земли - центральный в "Слове
о полку Игореве". Героем "Слова"
является не какой-либо из князей, а русский
народ. К русской земле обращены все лучшие
чувства автора.
Автор "Слова о полку Игореве" рисует
обширные пространства Русской земли. Он
ощущает родину как единое огромное целое. В
действие втянуты огромные географические
пространства: половецкая степь, "синее
море", Дон, Волга, Днепр, Дунай, Западная
Двина, а из городов - Киев, Полоцк, Чернигов,
Курск, Переславль, Белгород, Новгород и
многие другие. Вся Русская земля находится
в поле зрения автора, введена в круг его
повествования. Образ родины, полной городов,
противопоставлен образу пустынной
половецкой степи - "стране незнаемой",
её холмам, болотам, "грязевым" местам.
Русская земля для автора "Слова о полку
Игореве" - это, конечно, не только "земля"
в собственном смысле слова, не только
русская природа, русские города, это в
первую очередь народ, её населяющий. Автор
"Слова" говорит о мирном труде русских
пахарей, нарушенном усобицами князей; он
помнит о женах русских воинов, оплакивающих
своих мужей, павших в битве за Русь; он
рассказывает о горе всего русского народа
после поражения. Автор "Слова о полку Игореве" рисует
удивительно живой образ Русской земли.
Создавая "Слово", он сумел окинуть
взором всю Русь целиком, объединил в своем
описании и русскую природу, и русских
князей, и русскую историю. Образ страдающей
родины очень важен в художественном и
идейном замыслы "Слова": он вызывает сочувствие
к ней читателя, он возбуждает ненависть к её
врагам, он зовет русских людей на её защиту. Любовь к родине водила пером
автора этого бессмертного произведения.
"Слово о полку Игореве" в наше время
звучит как духовное завещание давно
ушедшего поколения. Это "золотое слово"
учит нас любить свою родину Россию и
хранить её единство.