Комедия А.С. Грибоедова
"Горе от
ума" построена на конфликте между
молодыми и смелыми дворянами, несущими
обществу новые смелые мысли, и людьми,
которые всеми силами желали сдержать это
"наступление" молодых либералов.
Такими представителями дворянства в
комедии являются, с одной стороны, Павел
Афанасьевич Фамусов и его общество, с
другой — Александр Андреевич Чацкий.
Конфликт этот сложился по нескольким
причинам. Во первых, из-за неприятия Чацким
идеалов и целей "века минувшего". Во-вторых,
из-за желания Чацкого выставить на
обозрение пороки и недостатки этого
общества. Немаловажную роль в развитии
конфликта сыграла и личная драма Чацкого,
отвергнутого Софьей.
Стремясь увидеть Софью Фамусову,
Чацкий приезжает в дом ее отца. Чацкий как,
наверное, всякий по-настоящему влюбленный
человек, возвратившись из долгого
путешествия, сразу стремится попасть в дом
любимой девушки. Но Грибоедов не зря
начинает пьесу со свидания Софьи и
Молчалина, секретаря Фамусова.
Оказывается, Софья любит Молчалина.
Молчалин же только делает вид, что влюблен
в Софью, а Чацкий остается не у дел. Он
находится в неведении сложившейся
ситуации и поэтому очень удивлен, что на
его пылкое ". . . и я у ваших ног!"
следует холодное ''Ах! Чацкий, я вам очень
рада". Именно после этого разговора с
Софьей начинаются долгие и мучительные
размышления Чацкого над вопросом: если не
он, то кто же?
Возможно, что если бы в доме
Фамусова Чацкий встретил теплый и
радушный прием со стороны Софьи, то его
дальнейшие нападки на фамусовское
общество были бы менее острыми. Однако
Чацкий, озабоченный мыслями о Софье,
сначала вовсе не хотел вступать в спор с
Фамусовым. Но чувство горечи от встречи с
Софьей, постоянные тревожные мысли о ней,
то, что Фамусов не желает видеть Чацкого в
роли жениха, разговоры о женитьбе с "кандидатом"
в мужья полковником Скалозубом сделали
Чацкого озлобленным, колким, готовым
взорваться в любую секунду.
Так оно и вышло, когда Чацкий, у
которого вызвало раздражение восхищение
Фамусова придворным вельможей Максимом
Петровичем, произносит свой гневный
монолог "А судьи кто?", которым он
открыто бросил вызов Фамусову и ему
подобным.
Но даже этот спор не смог отвлечь
Чацкого от его тревожных мыслей, которые
были связаны с Софьей. С дочерью Фамусова
Чацкий рос и воспитывался в одном доме. Еще
будучи юным он по-любил ее и, пробыв три
года за границей, повидав много красивых
женщин, он сумел сохранить верность своей
юношеской любви. И это только поднимает
его авторитет в глазах читателей. Но
ошибка Чацкого в том, что, имея высокое
представление о чести, считая, что только
подлинно благородный человек достоин
любви Софьи, он никак не может разглядеть
среди окружающих своего соперника —
человека, который мог бы называться "мужем
Софьи Фамусовой". "Шалит, она его не
любит", — говорит он про Молчалина и
глубоко ошибается. Дело в том, что Софья
сумела по-настоящему глубоко полюбить
Молчалина. Поэтому ей с самого начала не
дано рассмотреть все его ничтожество, его
мелкую и грязную душонку. Именно поэтому
так ранят ее справедливые замечания
Чацкого в адрес Молчалина. И именно
поэтому копится в ее душе злость и обида на
Чацкого. Он же, ослепленный своей любовью,
просто не может себе представить, что
Софья любит кого-то другого (да еще и
недостойного ее любви), и это мешает ему
быть объективным. Однако время идет, и в
дом Фамусова начинают собираться "домашние
друзья потанцевать под фортепьяно".
Именно на этом вечере достигнет своей
высшей точки общественная драма Чацкого, и
личный конфликт сыграет в этом далеко не
самую последнюю роль.
Аристократическое общество,
которое со всей Москвы съезжалось в дом
Фамусова на очередной бал, представляло
собой разновозрастную публику,
объединенную общими интересами, идеалами,
стремлениями. Чацкий, как известно, в доме
Фамусова выразил свое резко отрицательное
отношение, к устоям этого общества.
Находясь среди гостей Фамусова, наблюдая
за их поведением. Чацкий с горечью
констатировал неизменность нравов этого
общества. Общение с Платоном Михайловичем
Горичем, ко-тпорого фамусовская система
"подмяла" под себя, сделав из него "примерного"
мужа и заставив его проститься с некогда
вольной жизнью: беседа, хотя и короткая, с
Антоном Антоновичем Заго-рецким,
подхалимом и дамским угодником, все это
только усилило в Чацком чувство
отчужденности от общества, в котором он
вырос, к которому принадлежал.
И конечно же, нельзя не упомянуть
об Алексее Степановиче Молчалине,
сопернике Чацкого. Дело в том, что Молчалин
— соперник Чацкого не только в любви. Он
еще и один из будущих представителей "века
минувшего", против которых выступал
Чацкий. Молчалин пока не дворянин, но он
"с честью" готовится принять это
звание. Для него, бедного и безродного,
угождение Фамусову и всем окружающим было
единственным способом заполучить
благосклонное мнение "тузов"
московского света. Поэтому и лжет Молчалин,
говоря, что любит Софью. На самом деле он
уже давно все просчитал, и Софья для него —
лишь первая ступень в той иерархической
лестнице, которая ведет к самым верхам. Вот
таким был соперник Чацкого, и именно его
тихая и угодливая натура ввела Чацкого в
заблуждение:
С такими чувствами, с такой душою,
Любим!..
Обманщица смеялась надо мною!
После разговора Чацкого с
Молчалиным личная драма, которая на
некоторое время была вытеснена
общественной, проявляется в комедии с
новой силой. Чацкий, обрадованный своими
выводами относительно Молчалина и не
видящий больше преград на своем пути,
вновь начинает разговор с Софьей, и вот тут-то
он и совершает роковую ошибку: уже не раз
делая в присутствии Софьи замечания по
адресу Молчалина, он решает показать ей
всю его сущность, его душу.
Софья — умная девушка. Своим умом
она отличается от всех присутствующих в
доме ее отца. Возможно, что природа
заложила в нее добрые и светлые чувства, но
все хорошее в ней потеснила та среда, в
которой она находилась, и мнение света
стало для нее первостепенной
необходимостью. Совершая низкий поступок (распространяет
весть о "сумасшествии'' Чацкого), Софья
желает не только отомстить ему за "оскорбления"
Молчалина, но и унизить его в "глазах
света". Прекрасно зная механизм
распространения слухов, Софья делает
удачную, на ее взгляд, ставку и остается
"победительницей".
Однако объявление Чацкого "сумасшедшим"
было еще не самым сильным ударом, который
ему предстояло перенести. Сильнейшее
потрясение испытал Чацкий уже после бала,
став невольным свидетелем сцены,
разыгравшейся между Софьей, Молчалиным и
Лизой. Наверное, еще большее душевное
потрясение ощутила сама Софья. Ведь на ее
глазах рухнул миф об "идеальной", на
ее взгляд, личности Молчалина. Человек,
которого она глубоко и по-настоящему
любила, на деле оказался просто лжецом и
карьеристом. Чацкому же было горько и
обидно еще от того, что именно этого
мерзавца предпочла ему Софья. Будь на
месте Молчалина благородный человек,
достойный любви Софьи, Чацкий ушел бы из
дома Фамусова с высоко поднятой головой,
мужественно смирившись с неизбежностью
отказа. Еще обиднее стало Чацкому тогда,
когда он понял, что Молчалин будет
помилован (ведь на таких держалось
фамусовское общество, именно такие люди
были ему просто необходимы), что он сможет
дальше делать свою карьеру.
Поражение Чацкого в любви стало
венцом его общественного фиаско. Но
парадокс в том, что, проигрывая, Чацкий
остается непобежденным. Его победа в том,
что он понял невозможность существования
в этом обществе, ощутил в себе потребность
борьбы с "веком минувшим", с его
идеями, нравами, идеалами.