Комедия "Горе от ума" была
восторженно встречена революционно
настроенными дворянами. Она отражала
жизнь России, дух эпохи, разоблачала
состояние русского общества, В основу
комедии Грибоедовым было положено
столкновение взглядов декабристов с
реакционной массой дворянства. В своем
произведении Грибоедов поставил рад
важнейших проблем: проблему крепостного
права и взаимоотношение дворян-помещиков
и крепостного крестьянства, проблему
государственной службы, просвещения и
культуры, ложного и истинного патриотизма.
5га проблематика придала комедии острый
политический характер.
«Скопище уродов общества, из
которых каждый окарикатурил какое-нибудь
мнение, правило, мысль, извративши по
своему законный смысл их...» (Гоголь).
Грибоедов - реалист вывел на сцену
целую толпу обитателей дворянской Москвы.
Это «тузы», как они гордо зовут себя,
богатые и знатные вельможи. Они славятся
не только своими заслугами на служебном
поприще, не отличным выполнением
гражданского долга, не орденами и ранами,
полученными на полях сражений. Нет! Мы
знаем, что некую Татьяну Юрьевну здесь
уважают за то, что она
Балы дает нельзя богаче
От рождества и до поста
И летом праздники на даче.
Рисуя себе идеалы человека, у
которого следует учиться жить, Фамусов
говорит:
Он не то на серебре,
На золоте едал, сто человек к услугам,
Весь в орденах, езжал-то вечно цугом.
Богатство для них — главное,
Будь плохонький, но если наберется
Душ тысячи две родовых
Тот и жених.
К людям беднее себя они
относились с презрением. Они могут «допустить»
до себя бедняка, если он им нужен, но
никогда не упустят случая надменно
упрекнуть его:
«Безродного пригрел и ввел в мое
семейство.
Дал чин асессора и взял в секретари
В Москву переведен через мое содейство,
И будь не я, коптел бы ты в Твери» -
напоминает Фамусов Молчалину.
Московское дворянство - это
кружок тесно связанных между собой
знакомых людей. Связи помогают им вершить
дела, получать новые чины и должности.
Здесь выручают, но только «родного
человека», здесь ездят в гости к Татьяне
Юрьевне, но больше потому, что
Чиновные и должностные —
Все ей друзья и все родные.
Продвигаются же по службе здесь
лишь для того, чтобы
И награжденье брать и весело
пожить.
С восторгом рассказывает Фамусов
молодым людям о вельможе Максиме
Петровиче, который служил еще при
Екатерине. Это идеал всего дворянского
общества. Максим Петрович, добиваясь места
при дворе, не проявил никаких деловых
достоинств или талантов, а лишь, как
остроумно замечает Чацкий «отважно
жертвовал затылком», т. е. падал в угоде
императрице, и прославился тем, что у него
часто «гнулась шея» в поклонах.
И многие посетители дома Фамусова
создают себе почет и богатство таким же
образом, как этот старый вельможа.
«Кому нужда, тем спесь в пыли,
А тем, кто выше, лесть, как кружево, плели».
Например, Репетилов для того
чтобы занять свое место в обществе, то же
использовал обходные пути:
«Барон фон Клаз в министры метил,
А я -
К нему в зятья шел напрямик».
А Скалозуб? Из его рассказа мы
узнаем, что он в августе 1813 г. «засел в
траншею», т.е. по-видимому, отсиживался в
укрытии. После столь «блестящего»
воинского подвига Скалозуб не только
получил орден «на шею», но вот-вот ждет
производства в генералы. И здесь он
надеется не на свои заслуги, а на причины
совсем иные:
«Вакансии как раз открыты,
То старших выключат иных,
Другие, смотришь перебиты».
Московское высшее дворянство
живет однообразно и не интересно. Зайдем в
дом Фамусова. Здесь каждый день собираются
гости. Чем же они заняты? Ужин, игра в карты,
разговоры о деньгах и нарядах, сплетни.
Здесь все знают о других: завидуют успехам,
злорадно отмечают промахи. Чацкий еще не
появился, а здесь уже злословят о его
неудачах по службе. Княгиня Тугоуховская
завидует княгине Хрюминой, а графиня
Хрюмина «зла на весь свет», Хлесгова
затевает ссору с Фамусовым и Скалозубом.
С каким удовольствием ухватились
эти скучающие сплетники за выдумку Софьи о
сумасшествии Чацкого. Слух мгновенно
разносится по комнатам, сплетню
подхватывают и раздувают люди, даже не
знающие, не видевшие Чацкого.
Вот их мелкие мыслишки и нелепые
выдумки. Оказывается сошел с ума потому,
что
По матушке пошел, по Анне
Алексеевне,
Покойница с ума сходила 8 раз.
Он якобы пил шампанское «стаканами»,
"бутылками-с" и пребольшими и «бочками
сороковыми». А какую осведомленность в
чужих делах проявляют эта скучающие
бездельники! Бойкий разговор переходит в
спор — но о чем? Да, конечно же, о богатстве
Чацкого. Сколько у него крепостных душ?
Разъяренная Хлестова отчеканивает:
«Нет, триста — уж чужих имений
мне не знать!»
Есть ли в их головах другие
сведения, кроме чужих богатств? Нет, никто
из них газет не читает, а если и попадается
им печатное слово, то сколько злых мыслей
оно вызовет!
Просвещенность для них - чума,
опасность, угрожающая привычным устроям
жизни. Фамусов говорит с ненавистью:
«Ученье — вот чума, ученость —
вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел и мнений»,
—
и заканчивает свою мысль
категорическим требованием:
«...нет! уж коли не пресечь:
Собрать все книги бы да сжечь!»
Московские дворяне спесивы и
надменны. Свысока относятся он к людям
беднее себя. Но особенно презрение
слышится в репликах, обращенных к
крепостным. Они «фильки», «фомки», «чурбаны»,
«ленивые тетери». С ними один разговор
«В работу вас! На поселенье вас!»
Дворяне не видят в своих слугах
людей, подобных себе Тем более это
относится к людям другой расы. Рассказывая
о своей покупке, Хлесгова забывает, что она
приобрела не зверюшку, а человека:
«Какая у меня арапка для услуг:
Курчавая! Горбом лопатки!
Сердитая! Все кошечьи ухватки!
Ведь создал же господь такое племя!
Черт сущий».
А в монологе «А судьи кто?» Чацкий
с возмущением рассказывает, как дворяне, «разливаясь
в пирах и мотовстве» распоряжаются жизнью
своих крепостных. Вот портрет крепостника:
«Тот Нестор негодяев знатных,
Толпою окруженный слуг
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь и жизнь его спасали, вдруг
На них он выменял борзые три собаки!!!»
Московские дворяне кичатся своим
патриотизмом, своей любовью к родному
городу, к своей стране Фамусов восторженно
рассказывает Скалозубу об «особом
отпечатке на всех московских». Но мы
замечаем, что как раз русского, простого и
естественного в них мало. Наоборот, все в
них, начиная от их полурусского языка,
нарядов «с тафтицей, бархатицем и дымкой»
да их отношение к своему народу, глубоко
чуждо русскому. Девицы поют французские
романсы, читают французские книги, русские
имена на иностранный лад в Москве.
«Дверь отперта для званых и
незваных,
Особенно из иностранных».
Сомкнутым строем фамусовцы
выступают против всего нового, передового.
Вот с раздражением рассказывает Скалозуб
о своем двоюродном брате, который
«крепко набрался каких-то новых
правил,
Чин следовал ему, он службу вдруг оставил,
В деревне книги стал читать».
Это поведение «не исправно» по
мнению Фамусова и Скалозуба. Они и сами
полиберальничать могут, но коренных
изменений боятся:
«Не то, чтоб новизны вводили —
никогда,
Спаси нас, боже! Нет».
И когда Чацкий осмелился «гласно»
объявить пять-шесть мыслей «здравых», как
напугался старый барин Фамусов! Он назвал
Чацкого «опасным человеком», а мысли его «завиральными
идеями». Для него, воспитанного в духе
Максимов Петровичей, в минувшем 18 веке, век
19 кажется опасным временем. В каждом
похожем на него человеке, Фамусов видит «карбонара»,
«фармазона», «вольтерьянца».
Членов фамусовского общества
много, в каждом из них есть свои личные
черты, но всех их объединяют в один лагерь
идеалы «И награжденье брать и весело
пожить», «И золотой мешок и метит в
генералы!», консерватизм, косность, боязнь
нового, страх перед передовыми людьми.
Хотя исторически конкретные
обстоятельства изменяются быстро,
активный паразитизм, преднамеренная
подлость не меняют своей сущности: и до тех
пор, пока существуют хотя бы малейшие
возможности, подлецы, напялив новую личину,
найдут нового Максима Петровича, Но в
какое бы время он не благоденствовал,
какими бы словами не прикрывался, страх
перед светом благородной мысли, выдает его
и обнаруживает родовое сходство с
Фамусовым.