Кому на Руси
жить хорошо" - поэма-эпопея. В центре ее -
изображение пореформенной России.
Некрасов писал поэму в течение
двадцати лет, собирая материал для нее "по
словечку". Поэма
необычайно широко охватывает народную
жизнь. Некрасов хотел
изобразить в ней все социальные слои: от
крестьянина до царя. Но, к
сожалению, поэма так и не была закончена -
помешала смерть поэта.
Главная проблема, главный вопрос
произведения уже ясно виден в
заглавии "Кому на Руси жить хорошо" -
это проблема счастья.
Поэма Некрасова "Кому на Руси жить
хорошо" начинается с вопроса:
"В каком году - рассчитывай, в какой
земле - угадывай". Но не трудно
понять, о каком периоде говорит Некрасов.
Поэт имеет в виду реформу
1861 года, по которой "освободили"
крестьян, а те, не имея своей
земли, попали в еще большую кабалу.
Через всю поэму проходит мысль о
невозможности так жить дальше, о
тяжелой крестьянской доле, о крестьянском
разорении. Этот мотив
голодной жизни крестьянства, которого "тоска-беда
измучила" звучит с
особой силой в песне, названной Некрасовым
"Голодная". Поэт не
смягчает красок, показывая нищету,
грубость нравов, религиозные
предрассудки и пьянство в крестьянском
быту.
Положение народа с предельной
отчетливостью рисуется названием тех
мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели:
уезд Терпигорев,
Пустопорожняя волость, деревни Заплатово,
Дырявино, Разутово,
Знобишино, Горелово, Неелово. В поэме очень
ярко изображена
безрадостная, бесправная, голодная жизнь
народа. "Мужицкое счастье, -
с горечью восклицает поэт, - дырявое с
заплатами, горбатое с
мозолями!" Как и прежде, крестьяне - люди
"досыта не едавшие,
несолоно хлебавшие". Изменилось только
то, что "теперь их вместо
барина драть будет волостной".
С нескрываемым сочувствием относится
автор к тем крестьянам,
которые не мирятся со своим голодным
бесправным существованием. В
отличие от мира эксплуататоров и
моральных уродов, холопов вроде
Якова, Глеба, Сидора, Ипата лучшие из
крестьян в поэме сохранили
подлинную человечность, способность к
самопожертвованию, душевное
благородство. Это Матрена Тимофеевна,
богатырь Савелий, Яким
Нагой, Ермил Гирин, Агап Петров, староста
Влас, семь
правдоискателей и другие. У каждого из них
своя задача в жизни, своя
причина "искать правду", но все они
вместе свидетельствуют о том, что
крестьянская Русь уже пробудилась, ожила.
Правдоискателям видится
такое счастье для русского народа:
Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай Господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно, весело
На всей святой Руси!
В Якиме Нагом представлен своеобразный
характер народного
правдолюбца, крестьянского "праведника".
Яким живет той же
трудолюбивой нищенской жизнью, как и все
крестьянство. Но он
отличается непокорным нравом. Яким
честный труженик с большим
чувством собственною достоинства. Яким и
умен, он прекрасно
понимает, почему крестьянин так убого, так
плохо живет. Это ему
принадлежат такие слова:
У каждого крестьянина
Душа, что туча черная,
Гневна, грозна - и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям,
А все вином кончается.
Примечателен и Ермил Гирин. Грамотный
мужик, он служил писарем,
прославился на всю округу справедливостью,
умом и бескорыстной
преданностью народу. Примерным старостой
показал себя Ермил, когда
народ выбрал его на эту должность. Однако
Некрасов не делает из него
идеального праведника. Ермил, пожалев
своего младшего брата,
назначает в рекруты сына Власьевны, а
затем в порыве раскаяния чуть
не кончает жизнь самоубийством. История
Ермила завершается
печально. Он посажен в тюрьму за свое
выступление во время бунта.
Образ Ермила свидетельствует о таящихся в
русском народе духовных
силах, богатстве моральных качеств
крестьянства.
Но лишь в главе "Савелий - богатырь
святорусский" крестьянский
протест превращается в бунт,
завершающийся убийством угнетателя.
Правда, расправа с немцем-управляющим
носит пока стихийный
характер, но такова была действительность
крепостного общества.
Крестьянские бунты возникали стихийно как
ответ на жестокие
притеснения крестьян помещиками и
управляющими их имений.
Не кроткие и покорные близки поэту, а
непокорные и смелые бунтари,
такие как Савелий, "богатырь
святорусский", Яким Нагой, чье
поведение говорит о пробуждении сознания
крестьянства, о
накипающем протесте его против угнетения.
Некрасов писал об угнетенном народе своей
страны с гневом и болью.
Но поэт сумел заметить "искру сокрытую"
могучих внутренних сил,
заложенных в народе, и смотрел вперед с
надеждой и верой:
Рать поднимается
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая.
Крестьянская тема в поэме неисчерпаема,
многогранна, вся образная
система поэмы посвящена теме раскрытия
крестьянского счастья. В
этой связи можно вспомнить и "счастливую"
крестьянку Корчагину
Матрену Тимофеевну, прозванную за особое
везение "губернаторшею",
и людей холопского звания, например, "холопа
примерного Якова
верного", который сумел-таки отомстить
своему барину-обидчику, и
работящих крестьян из главы "Последыш",
которые вынуждены ломать
комедию перед старым князем Утятиным,
притворяясь, что не было
отмены крепостного права, и многие другие
образы поэмы.
Все эти образы, даже эпизодические,
создают мозаичное, яркое
полотно поэмы, перекликаются друг с другом.
Этот прием был назван
критиками полифонией. Действительно,
поэма, написанная на
фольклорном материале, создает
впечатление русской народной песни,
исполняемой на многие голоса.