Благослови же
работу народную
И научись мужика уважать.
Н.А.Некрасов.
Ф.М.Достоевский говорил о Некрасове, что
его сердце было
ранено в самом начале жизни, рана эта
никогда не заживала и
была всю жизнь источником его страстной и
страдальческой поэ-
зии. Мы знаем, что с шестнадцати лет юный
поэт изведал голод и
другие лишения из-за того, что хотел идти
своей дорогой, а не
той, что желал отец. И эти мытарства
отразились на всем твор-
честве Николая Алексеевича. Но мы знаем
также, что еще раньше,
в детстве, в его сердце укрепилась боль за
страдания своего
народа. Об этом можно судить по всем
известному стихотворению
"На Волге", отрывок из которого мы
учили не то в пятом, не то
в шестом классе. Лирический герой
вспоминает, как увидел обор-
ванных бурлаков, один из которых говорил,
что "кабы к утру
умереть- так лучше было бы еще...".
Мальчик не мог понять этих
слов, вызванных отчаянием и
безысходностью, но в сердце его
навсегда остался образ этого человека, "угрюмого,
тихого и
больного". Вероятно, с тех пор и начался
путь Некрасова как
народного поэта и защитника.
Никто из русских писателей не создавал
столько произведе-
ний о простых людях, крестьянах, фабричных,
тех, кого на
стройках собрал "царь" по имени "голод".
Поэмы "Коробейники",
"Мороз, Красный нос", великое "Кому
на Руси жить хорошо"- это
все произведения, на которых можно изучать
жизнь и быт кресть-
янства, народный язык, его верования и
обычаи, это вещи, кото-
рые сильно и ярко рассказывают о
трагической судьбе многих
лучших крестьян. А разве не "надрывается
сердце от муки", ког-
да читаешь его стихи: "Размышления у
парадного подъезда", "Же-
лезная дорога", "Плач детей" и
многие, многие другие? И везде
у поэта глубокое уважение к простому
человеку. "Деревенские
русские люди"- так любовно называет
Некрасов крестьян в сти-
хотворении "Размышления у парадного
подъезда" в противовес в
нем же изображенному вельможе, который не
захотел выслушать
просителей, пришедших так издалека, что
ноги разбили в кровь.
И негодуя, с едкой иронией Некрасов
спрашивает, зачем такую
особу беспокоить для "мелких людей",
"не беда, что потерпит
мужик", ему это привычно! Неудивительно,
что многих честных
людей стихи Некрасова делали
непримиримыми борцами с неспра-
ведливостью!
О чем бы ни писал поэт, почти всегда он
возвращается к
теме страданий, тяжелой доли русского
народа. В "Рыцаре на
час" он просит увести его "в страну
погибающих за великое дело
любви". В знаменитом стихотворении "Элегия"
он просит молодежь
не верить, "что тема старая- страдания
народа" и что "поэзия
забыть ее должна", нет, "не стареет она".
Среди огромного многообразия того, что
создано Николаем
Алексеевичем на тему о жизни русского
народа, неизменно бо-
рются две темы, две мысли, два настроения
поэта. Он постоянно
думает о том, предопределено ли русскому
народу всегда быть
таким забитым, бесправным и темным, каким
он его видел, или же
тот воспрянет? Он сокрушается темноте
русских людей, которые
покупают на ярмарках портреты генералов и
милордов, и наде-
ется, что когда-нибудь народ "Белинского
и Гоголя с базара по-
несет". В "Железной дороге" есть
известное место, где рассказ-
чик говорит Ване, что не надо робеть за
русский народ, который
"вынесет все, что господь ни пошлет",
который в то же время
Вынесет все- и широкую, ясную,
Грудью дорогу проложит себе.
Но тут же добавляет грустную ноту:
Жаль только- жить в эту пору прекрасную
Уж не придется ни мне, ни тебе.
В уже упоминавшемся "Размышлении..."
также есть очень из-
вестное место, где автор обращается к
народу с вопросом: "Ты
проснешься ль, исполненный сил?", и вновь
трагическая нота:
Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил...
Этими вопросами, теми же словами Некрасова
задавались еще
долгие десятилетия после поэта и задаются
до сих пор... Но се-
годня, кажется, становятся все более
верными слова поэта о
том, что русский народ собирается с силами
и учится быть граж-
данином. Тот, кто познакомился с
творчеством Некрасова,
вряд ли забудет словно вылепленные образы
русских людей. Жен-
щин, способных "коня на скаку"
остановить, "в горящую избу"
войти; мастеровых, что молотом играют от
зари до зари; куп-
цов-коробейников, которые приносят вместе
с товаром радость
девушкам и молодицам. Но, конечно, не
забудет и строителя-бе-
лоруса, у которого "ямою грудь" и "колтун
в волосах", и
насмерть забитого солдата, сына
крестьянки Орины, и крестьян
из "забытой деревни".
Вчитываясь в отточенные, рельефные строки
поэта, невольно
думаешь, до чего же удивительно русский
это писатель, до чего
народный. А еще понимаешь, как много
похожего и общего в жизни
народа тогда и теперь. Но веришь, что
непременно скажется на
нашей судьбе "разумное, доброе, вечное",
посеянное Некрасовым
и многими другими...