Поэма
Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» была
как бы отступлением от общей мысли многих
произведений того времени- революции. К
тому же почти во всех произведениях
главными героями были представители высших
сословий- дворянства, купечества, мещанства.
В поэме же главные герои- бывшие крепостные
крестьяне, ставшие вольными после указа 1861
г. А главная идея романа заключалась в
поиске счастливых людей в России. Семеро
мужиков, главных героев поэмы, выдвигали
разные гипотезы по поводу самого
счастливого человека в России, и это были,
как правило, люди богатые, которые обязаны
быть счастливыми- купцы, дворяне, помещики,
бояре, царь. Но искать счастливого мужики
пошли в народ. А народ- это и есть те самые
только что освобожденные крестьяне.
Крестьяне- самый бедный и безправный класс,
и искать среди них счастливого более чем
странно. Но счастье есть и среди крестьян,
но в то же время несчастий у них гораздо
больше. Счастливы крестьяне, конечно, своей
свободой, котрую они получили впервые за
сотни лет. Счастливы по разным причинам:
одни счастливы необычно большим урожаем,
другие своей большой физической силой,
третьи – удачной, непьющей семьей. Но тем не
менее назвать крестьян счастливыми, даже
чуть-чуть, сложно. Поскольку с их
освобождением у них появилось очень много
своих проблем. И счастье крестьян обычно
очень локально и временно.
А теперь по порядку… Крестьяне освобождены.
Это такое счастье, которое они не видели
сотни лет, и, возможно, которое они вообще
никогда не видели. Само счастье свалилось
достаточно неожиданно, многие были к нему
не готовы и, оказавшись на воле, были
птичками, вырашенными в клетке, а потом
выпущенными на волю. В результате чего
новый класс- временнообязанные,
освобожденные крестьяне становился
беднейшим. Помещики раздовать свою землю не
хотели, и почти вся крестьянская земля
принадлежала либо помещикам, либо общине.
Крестьяне не стали свободны, лишь обрели
новый вид зависимомти над собой. Конечно
эта зависимость не такая, как крепостная, но
это была зависимость от помещика, от общины,
от государства. Назвать это полной свободой
или счастьем очень сложно. Но привыкший ко
всему русский народ мог находить и тут
счастливые моменты. Для русского мужика
самое большое счастье- водка. Если ее много,
то мужик становится очень счастливым. Для
русских баб счастье – хороший урожай,
убранный дом, накормленная семья. Такое
бывало довольно редко, поэтому бабы были
менее счастливые, чем мужики. Дети
крестьянские были тоже не очень счастливы.
Их заставляли работать за взрослого, но при
этом есть за ребенка, бегать за водкой, они
постоянно получали от пьяных родителей и
сами, вырастая становились ими. Но были
отдельные личности, которые считали себя
счастливыми- люди, которые радовались тому,
что обычному человеку может быть противно
или непонятно. Один радовался тому, что у
своего помещика он был «любимый раб». Он
допивал за ним и его свитой лучшие
заморские вина, доедал лучшие блюда и болел
«царской» болезнью- подагрой. Он был
счастлив по-своему и его счастье стоит
уважать, но мужикам обычным это очень не
понравилось. Друге радовались хоть какому-то
урожаю, который мог их прокормить. И это
было действительно счастье для тех
крестьян, которым было совсем не до радости,
настолько они были бедны. Но не такого
счатья искали семь странников. Они искали
счастья истинного, полнейшего, а значит
такого, при котором больше ничего не надо.
Но найти такое счастье нельзя. Тут не
говорится даже о крестьянах, у высших
сословий тоже всегда есть свои проблемы.
Помещики никак не могут быть счастливы,
потому что прошло их время. Крепостное
право отменили и помещики вместе с этим
потеряли огромное влияние своего сословия,
а значит и никакого счастья у нхи в жизни не
было. Но это помещики, а речь шла о
крестьянах…