Н.А.Некрасов
вошел в историю русской литературы как
поэт-реа-
лист, рисующий правдивые картины русской
действительности, и как выда-
ющийся журналист. Ведь с его именем
связаны названия популярнейших
журналов прошлого столетия "Современник"
и "Отечественные записки".
Именно на страницах своих журналов
печатал он свои произведения, расс-
казывающие о тяжелой доле русского
крестьянина ("Несжатая полоса", по-
эма "Мороз, красный нос", "Размышления
у парадного подъезда"), о тру-
довой и беспросветной жизни городской
бедноты (цикл "О погоде", "Ого-
родник", "Еду ли ночью по улице темной",
"Вчерашний день часу в шес-
том"), стихи, посвященные А.Я.Панаевой
("Мы с тобой бестолковые люди",
"Если мучимый страстью мятежной", "О,
письма женщины нам милой") и
многие другие произведения.
Стихи Некрасова впервые в русской поэзии с
резкостью и прямо-
той раскрыли перед читателем картины
народной жизни. Поэт изобразил
убогую русскую деревню с ее печалью и
нищетой, и "несжатую полосу"
крестьянина, которому "моченьки нет".
В произведениях нашли отклик
страдания простого человека.
Стихи Некрасов имели огромный успех, все
чувствовали, что поя-
вился поэт, которого еще не было на Руси. Он
произнес обличительный
приговор самодержавию, высказал свою
любовь к народу и светлую веру в
прекрасное будущее Родины. Расцвет
творчества поэта относится к 60-м
годам XIX века. В это "трудное и лихое"
время его муза заговорила
"бойким" языком. Чернышевский о нем
писал: "Вы теперь лучшая - можно
сказать, единственная прекрасная надежда
нашей литературы". Родине и
народу посвящены многие стихотворения
поэта. Еще в ранний период твор-
чества Некрасова обнаружилось, что "родина",
"земля" - для него все-
поглощающая тема. Трудно себе представить
какое-нибудь стихотворение
Некрасова, в котором не было бы русской
природы и русских людей. "Да,
только здесь могу я быть поэтом!" -
воскликнул он, вернувшись из-за
границы. Чужбина никогда не привлекала его,
поэт даже попытки не сде-
лал отречься хотя бы на короткое время "от
песни, что навеяна метелями
и вьюгами родимых деревень". Поэт
благоговел перед Родиной; он сердеч-
но изображал деревню, крестьянские избы,
русский пейзаж: "Опять она,
родимая сторона, с ее зеленым благодатным
летом..." Из той пламенной
любви к Родине, к ее великому народу и
изумительной русской природе и
выросла поэзия, которая составляет наше
богатство.
Поэт болел за судьбу России и призывал к
работе по преобразо-
ванию ее в "могучую и всесильную"
страну. Поэт высоко ценил в русском
народе его активность в борьбе за счастье.
"Да, не робел за отчизну
любезную. Вынес достаточно русский народ..."
Некрасов угадывал великую
роль России: "Покажет Русь, что есть в
ней люди, что есть грядущее у
ней..." Поэт посылает проклятье
угнетателям народа - "владельцам рос-
кошных палат".
Изображению народного героя посвящены
наиболее известные сти-
хотворения Некрасова. Некрасов был певцом
народа-пахаря и любовно
изображал крестьянина, идущего за сохой. И
видел поэт, как тяжела его
жизнь, слышал, как стоном стелется его
тоска над бесконечным простором
лугов и полей, как тянет он свою лямку. Поэт
сочувствует порабощенному
народу: "Назови мне такую обитель, я
такого угла не видал, где бы сея-
тель твой и хранитель, где бы русский мужик
не стонал". Отдельные эпи-
зоды превращаются в широкую картину
крепостной действительности. "За-
бытая деревня" - это название относится
не только к одной деревни, но
и ко всей стране, в которой таким "забытым"
деревням нет числа. С кем
бы ни встречались мужики в поэме "Кому
на Руси жить хорошо", они всюду
вместо счастливой жизни видели
непосильный труд, великое горе, безмер-
ные народные страдания.
Много тоски и грусти в поэзии Некрасова,
много в ней челове-
ческих слез и горя. Но есть в поэзии
Некрасова и русский размах нату-
ры, который зовет на безумный подвиг, на
борьбу: "Иди в огонь за честь
отчизны, за убежденья, за любовь. Иди и
гибни безупречно. Умрешь не
даром. Дело прочно, когда под ним струится
кровь!"
О том, что Некрасов был действительно
народным поэтом, свиде-
тельствует и то, что многие его стихи стали
песнями, романсами ("Коро-
бейники", романс о разбойнике Кудеяре).