Роман А.Радищева
“Путешествие из Петербурга в Москву” —
одно из самых значительных явлений
русской литературы восемнадцатого века.
Он написан в популярном тогда жанре “путешествия”,
открыл который Л.Стерн, основатель
сентиментализма. Радищев в своей оценке
человека вообще следовал за писателями-сентименталистами
и писал, что человека отличает от зверя
именно способность к сочувствию.
Сочувствие, сострадание — главные эмоции
повествователя в романе: “Я взглянул
окрест меня — душа мая страданиями
человечества уязвлена стала”.
Чему же сострадает повествователь?
Положению народа. Роман дает широкую
панораму жизни крепостного крестьянства.
И Радищева возмущает даже не столько
бедность и тяжелейший труд крестьян,
сколько то, что они, как крепостные, лишены
свободной воли, юридически бесправны. “Крестьянин
в законе мертв”, — пишет Радищев. Причем
мертв только тогда, когда требуется защита
закона. Об этом говорит глава “Зайцево”.
На протяжении многих лет жестокий помещик
и его семья истязали крестьян, и никогда
никто не вступился за несчастных. Когда же
выведенные из терпения крестьяне убили
изверга, закон вспомнил о них, и они были
приговорены к казни.
Участь крестьянина страшна: “И жребий
заклепанного во узы, и жребий заключённого
в смрадной темнице, и жребий вола в ярме”.
Но повествователь, воспитанный на идеях
просвещения, утверждает равенство всех
людей. Но крестьяне в большинстве своем
просто по-человечески лучше помещиков.
Помещики в романе Радищева почти все —
отрицательные персонажи, нелюди. Нравы же
крестьян здоровы и естественны, они не
заражены искусственной цивилизацией. Это
особенно ясно видно при сравнении
городских и деревенских девушек: “Посмотрите,
как все члены у моих красавиц круглы, рослы,
не искривлены, не испорчены. Вам смешно,
что у них ступни в пять. вершков, а может
быть, и в шесть. Ну, любезная моя племянница,
с трехвершковой твоею ножкою, стань с ними
рядом и бегите взапуски, кто скорее
достигнет высокой березы, по конец луга
стоящей?”.
Деревенские красавицы здоровы и
добродетельны, а у городских “на щеках
румяна, на сердце румяна, на совести румяна,
на искренности... сажа”.
Главная заслуга Радищева и главное его
отличие от большинства обличительной
литературы восемнадцатого века состоит в
том, что он не сетует на отдельные
отрицательные примеры, а осуждает сам
порядок вещей, существование крепостного
права:
Покоя рабского под сенью Плодов златых не
возрастет; Где все ума претит стремленью,
Великость там не прозябет.
Своеобразие “Путешествия из Петербурга в
Москву” состоит в том, что Радищев, взяв
форму “путешествия”, наполнил ее
обличительным содержанием.
Чувствительный герой сентиментальной
литературы, хотя и способен на сострадание,
стремится уйти от зла этого мира в себя, а
повествователь из “Путешествия из
Петербурга в Москву” озабочен
общественными вопросами и стремится
служить общественному благу.
“Путешествие из Петербурга в Москву” —
первый русский идеологический роман, где
ставятся не столько художественные,
сколько политические задачи. В этом его
своеобразие и значение для всей нашей
литературы.