Композиция
цикла "На поле Куликовом" (А .Блок, 1908)
"На поле
Куликовом" - цикл в цикле "Родина", главная тема которого - Россия. В этом
цикле, состоящем из 5 стихотворений, Блок обращается к истории России, к битве
с татарами на Куликовом поле (инверсия в заглавии не случайна). Куликовская
битва - символическое событие, смысл которого люди поймут спустя много времени
после того, как оно произошло: "Куликовская битва принадлежит, по убеждению
автора, к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено
возвращение. Разгадка их еще впереди." (из примечания Блока). История
повторяется; в этом цикле прошлое и настоящее как бы пересекаются, создается
впечатление, как будто современный (Блоку) человек попал в прошлое.
Одним из связующих звеньев этого цикла является образ лирического героя: Блок
описывает состояние героя "накануне", размышления накануне битвы, процесс
мужания. Интересно проследить, как меняется (эволюционирует) образ мышления
лирического героя. В первом стихотворении лирический герой восклицает:
О Русь моя!
Жена моя,
- для
лирического героя она - самое дорогое, неотделимое ("половина" для героя).
Русь помогает ему обрести свое "я", определить свой путь:
Наш путь
степной, наш путь в тоске безбрежной,
В твоей тоске, о Русь!
Лирический герой
готов погибнуть за свою родину (2-е стихотворение):
Я
не первый воин, не последний...
Помяни же раннею обедней
Мила друга, светлая жена!
Лирический герой
чувствует свою внутреннюю связь с Родиной ("светлой женой"):
Слышал я Твой
голос сердцем вещим
В криках лебедей.
Русь
одновременно и самое святое (3-е стих.), чему поклоняется, служит лирический
герой:
Был в щите
твой лик нерукотворный
Светел навсегда.
Интересно, как
меняются лики этого образа: сначала - картина русской природы (1-ое
четверостишие 1-ого стих.), потом Русь - жена и, наконец, родина святая.
Святость Руси подчеркивается Блоком на протяжении всего цикла: 1-ое: "святое
знамя" 2-ое: "святое дело", "ранняя обедня" 3-е: "светел навсегда" (Родина
заменила поэту образ Прекрасной Дамы из первого тома, поэтому встречаются
эпитеты, характерные для Прекрасной Дамы, особенно это заметно в 3-ем
стихотворении - апофеозе чувств лирического героя к Руси). 4-е: "Явись, мое
дивное диво, /Быть светлым меня научи" 5-е: "Битва чудная", "молись."
Лирический герой не сразу "под игом ущербной луны" приходит к пониманию своего
назначения:
Не знаю, что
делать с тобою,
Куда мне лететь за тобой.
Он просит помочь:
Явись, мое дивное диво!
Быть светлым меня научи.
И в 5-м
стихотворении:
Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Интересно, что
1-ое стихотворение оканчивается четверостишием, в котором тоже есть слово
"сердце":
Из сердца
кровь струится,
Плачь, сердце, плачь.
Но, в отличие от
многих других произведений Блока, в этом цикле нет кольцевой композиции. В
первом стихотворении призыв к сердцу, а в пятом этот призыв воплотился в
жизнь. Важно, что на протяжении всего цикла подчеркивается единство истории,
людей и природы, не случайно:
Недаром тучи
собрались.
Даже животные
живут той же жизнью, что и люди: 1-ое: стремительное движение:
Домчимся
Летит, летит степная кобылица,
И нет конца. Мелькают версты, кручи,
Степная кобылица несется вскачь.
За Непрядвой
лебеди кричали,
И опять, опять они кричат.
Лебеди в
стихотворении (и в цикле) появляются не случайно: 1. святость чувства поэта к
родине подчеркивается образами лебедей, всегда символизировавших верность и
чистоту. 2. этот образ несет еще одну смысловую нагрузку - чувство смятения,
тревоги. Лебедям, "покровительствующим" русскому войску, противопоставлены
орлы:
Орлий клекот
над татарским станом
Угрожал бедой.
Контраст - один
из основных приемов данного цикла (русские - татары):1-ое: святое знамя -
ханской сабли сталь 2-ое: поганая орда - светлый стяг 3-ье: тучей черная орда
- Лик светел навсегда (заметны параллели со "Словом о полку Игореве").
Интересно, что первое стихотворение - движение: несется кобылица 2-ое: в
полночь стали (размышление)3-ье: и покой, и движение (покой в смысле
недвижения) 4-ое: движение
5-ое: размышление Часто в цикле встречаются повторы слов, что тоже создает
композиционное единство (4-ое и 5-ое стихотворения начинаются словами "опять".
Композиционное единство создается также некоторыми деталями: действие
происходит на Куликовом поле, в степи, упоминается не один раз река Непрядва,
татарские орды. Первые четыре стихотворения - пред битвой. Последовательность
времени действия: 1-ое: закат и ночь: "Мгла ночная, зарубежная" 2-ое: полночь
3-ье: ночь: "Темное поле, ночное поле; перед Доном темным и зловещим" 4-ое:
ночь: "Во мглистой ночной вышине, ущербная луна" 5-ое:
Опять над
полем Куликовым
Взошла и расточилась мгла,
И, словно облаком суровым,
Грядущий день заволокла.
Света нет,
вокруг - мгла и туман (время действия недень). В цикле есть и светлые образы:
1-ое: озарим кострами, блеснет, святое знамя 2-ое: светлый стяг 3-ье: лик
светел, серебром волны блеснула, в одежде, свет струящей 4-ое: светлые мысли,
пожар над Русью, ущербная луна 5-ое: молния боевая Таким образом, светло
только то, что связано с образом Руси.
Часто в циклах Блока первое стихотворение задает мотивы всему циклу, так
произошло и здесь: мотивы первого стихотворения ("Река раскинулась. Течет,
грустит лениво...") получат свое дальнейшее развитие в этом цикле: 1.
представление о Руси как о своей жене. 2. путь лирического героя и др. (важное
местоимение "мы" - лирический герой чувствует свое единство не только с
родиной, природой, но и с другими людьми).3. мгла, время действия - ночь.
Костры (часто образ России сопровождается образами пожаров, огня).4.
Представление о России как о святой земле 5. Место действия - степь (растет
ковыль - 1-ое и 4-ое стих.) 6. Мотив тоски (1-ое и 4-ое стих.)7. Тучи
(испуганные в первом стихотворении, вольные в четвертом, собрались над вражьим
станом в пятом).8. Тема боя 9. кони (степная кобылица - в первом; не спугнув
коня - в 3-ем, степных кобылиц - в 4-ом и т.д. 10. чувство тревоги (плачь,
сердце, плачь), единства судьбы.
Цикл "На поле Куликовом" выдержан в логической последовательности,
стихотворениям этого цикла характерны одни мотивы (которые в каждом
стихотворении по-разному трактуются), лирический герой проходит в этом цикле
определенный путь к окончательному пониманию единства своей судьбы с судьбой
России ( не случайно: "не может сердце жить покоем" - лирический герой понял
это не только разумом, но и сердцем, т.е. всем своим существом). Некоторые
образы этого цикла Блок заимствовал из "Сказаний о Мамаевом побоище" (помимо
темы). Важно, что в этом цикле Блок говорит "Русь" (а не "Россия"), ибо это не
только следование историческим реалиям. Тяготение к циклизации было характерно
для поэтов-символистов, и Блока в том числе. Блок сам выстраивал свои циклы, в
соответствии с темами, но не датами: последнее стихотворение цикла написано в
декабре 1908, а следующие стихотворения (уже не входящие в цикл) были написаны
раньше - в октябре и ноябре, что свидетельствует о глубокой продуманности
композиции цикла "На поле Куликовом".