Жанровое многообразие творчества Владимира Владимировича Маяковского —
несомненное свидетельство его таланта. Он яркий поэт, создал драматические
произведения “Клоп” и “Баня”, “Мистерия-Буфф”, мечтал написать роман. В
своих драматических произведениях Маяковский развивал ту линию
агитационно-плакатного искусства, которая возникла в первые годы после
революции и отражала стремление демократизировать театр.
Маяковский считал, что “театр не отображающее зеркало, а увеличивающее
стекло”, поэтому создает сатирические комедии, обличающие мещанство и
бюрократизм, в борьбе с которыми формировался новый человек, укреплялся
социалистический строй.
В пьесе “Клоп” 1929 года поэт объявляет непримиримую войну
мещанству во всех его проявлениях. “Бывший рабочий, бывший партиец, ныне
жених”, Присыпкин, переименовавшийся в Пьера Скрипкина, в действиях и
речах выявляет свою обывательскую сущность. Обитатели “молодняцкого”
общежития, люди из будущего, в которое зритель попадает вместе с героями
пьесы, воспринимают Присыпкина и микроб мещанства, которым он поражен, как
явления, не совместимые с законами, взглядами, укладом жизни нового
общества. К “расчеловечиванию” Присыпкина, к превращению его в
представителя вымершего рода — “обывателиус вульгарно” — сводится основное
действие пьесы. Микроб мещанства, сатирически разоблаченный в пьесе,
представляется как античеловеческая, антиобщественная сила, страшная своей
способностью заражать общество.
Образом Олега Баяна в пьесе подчеркивается многоликость мещанства. Если
Присыпкин — перерожденец, сделавший из своего пролетарского происхождения
удобное прикрытие, то Олег Баян —- приспособленец, лживыми фразами
прикрывающий прогнившее нутро обывателя, вскормленного старым миром и
оставшегося верным ему. И этот вид мещанства не менее страшен для
общества, чем присыпкинщина. Беспощадность в разоблачении мещанства
придает пьесе боевой наступательный характер.
Пьеса “Баня” (1930 г.) направлена на не менее опасное явление
— бюрократизм. Пьеса — сплав мечты и действительности, переплетение
настоящего и будущего. Это достигается использованием фантастики, которая
вплетается в реальную жизнь изобретателя Чудакова и его товарищей. Все
действие сводится к борьбе за машину времени, создаваемую Чудако-вым,
которая позволит увидеть будущее, убедиться в реальности мечты,
приближаемой каждодневно беззаветным трудом тысяч людей. Острый конфликт
между настоящими строителями нового общества и Победоносиковым, стоящим на
пути общества к будущему, разрастается в решительную схватку новых норм
жизни с бюрократизмом, с победоносиковщиной. Фантастичность сюжета
позволяет поэту показать неприемлемость бюрократических начал для общества
будущего: машина времени сбрасывает тех, “что не нужны для коммунизма”.
Политическая острота в постановке проблемы, меткость
поэтического слова, изобретательность в создании сценического действия —
отличительные особенности и этой пьесы Маяковского. Своими пьесами он
успешно развивает комедийно-сатирические традиции русской классической
литературы, традиции А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, М. Е.
Салтыкова-Щедрина. Особенно видны традиции гоголевского “Ревизора”.
Пьесы Маяковского отличает политическая заостренность,
сатирическая сила в изображении обывательщины и бюрократизма,
реалистическая убедительность и симпатия к положительным героям, умение
органически включать в развитие, действия фантастику. Сила обобщения и
мастерство, присущие пьесам Маяковского, проверены временем.