Стихотворение В.В. Маяковского "Сергею Есенину". (Восприятие, истолкование,
оценка).
Многие когда-нибудь видели прорастающие сквозь каменные плиты, сквозь
трещины в асфальте, везде, где только можно, прекрасные цветы. Такова и суть
поэзии. Душа поэта, его воображение похожи на плодороднейшую почву, на
которой с трудом, с мукой, с усилием, но все же упрямо прорастают мысли-
стихи. Из грязи, из пыли, из черной почвы, из самых глубин тянутся ввысь эти
хрупкие ростки, чтобы потом обрести настоящую силу, расцвести, показать всем
свою красоту, свою прелесть. И чем чаще будет обхажи-вать, рыхлить поэт эту
почву своего ума, чем больше дождей вдохновения прольется на нее, тем лучше
вырастут цветы, плоды этих трудов. Только такие стихи - взращенные с
мучение, те, на которые положено много труда, искренние, идущие из глубины
души поэта - только такие стихи можно назвать настоящими стихами, настоящими
произведе-ниями искусства. Таковы стихотворения многих поэтов, и Маяковский
в их числе. В своем стихотворении "Сергею Есенину" он говорит о проблеме
поэта и его поэзии.
Пространство стихотворения довольно интересно - это мир людей. В целом
цветовая гамма совсем не богата, потому что автор, возможно, хотел обратить
внимание читателя больше на содержание. Особенно выделяются белый и черный
цвета ("Е чтоб щеки заливал смертельный мел", чернила). С одной стороны,
такие цвета характерны для главных атрибутов поэта - листа чистой бумаги и
чернил. С другой стороны, пространст-во, окрашенное в такие тона, напоминает
о смерти, о бледности покойников, о сырости и черноте земли, в которую их
закапывают, об одиночестве и темноте, окружающей человека после смерти
("ЕПустотаЕ Летите, в звезды врезываясь").
Стихотворение наполнено массой различных звуков, в основном резких, похожих
на окрики, и звенящих. В некоторых строчках звонкие звуки соответствуют
больше самой жизни, принадлежат ей, а тихие, шипящие ("заупокойный",
"прошлых", "переделавши") - умиранию, смерти:
Е У народа,
у языкотворца,
умер
звонкий
за-булдыга подмастерье.
И несут
стихов заупокойный лом,
с прошлых
с похорон.
не переделавши почти.
Кроме того, есть в стихотворении и "бронзы звон", и "гремящий скандалист", и
"трехпалый свист". Маяковский кричит, но не каждый может услышать его слова.
Стихотворение написано в излюбленной манере Маяковского - лесенкой. Его
можно отнести к тоническим стихам, в которых учитывается лишь количество
ударных слогов в строке. Некоторые слова Маяковский выносит с конца строки
на новую, таким образом выделяя их, останавливая на них внимание:
ЕНи тебе аванса,
ни пивной.
Трезвость.
Благодаря всему этому создается впечатление сбивчивой, отрывистой, несколько
взволнованной речи. Использование перекрестной рифмы (смяло - вина - мало -
вина, классом - до драк - квасом - дурак) придает мыслям автора четкость,
законченность, но рифма не всегда явная (врезываясь - трезвость), из-за чего
стихотворение еще больше похоже на настоящий, живой разговор. А ряд
используемых автором неологизмов (бредь, рассоплено, калекши) также придает
звучанию речи действительно разговорный характер.
Здесь можно отметить как одну из особенностей стихотворения его форму.
Маяковский постоянно обращается к Есенину, словно ведет разговор с ним
живым, могущим его услышать: "Вы ушли, как говорится, в мир инойЕ" Причем
разговор этот идет в настоящем времени, как любой обычный разговор. Такое
построение мыслей автора придает им особенную интимность, когда появляется
возможность высказать все наболевшее, признаться в том, о чем обычно не
говорится, о чем умалчивается. В таком плане стихотворение воспринимается
как некая исповедь автора, где обращение к Есенину - это лишь повод оформить
свои до сих пор не высказанные сомнения в четкие мысли о предназначении
поэта, о месте поэзии в жизни поэта. Для Маяковского создание стихов - это
некое умение, способность ("ЕВы ж такое загибать умели, что другой на свете
не умел".). Причем такая способность не просто так дается, ее нужно
использовать, использовать как полезное, нужное, ведь поэт - подмастерье
народа. Поэту нужно всегда творить, и творить свободно, всегда говорить о
том, что у него на душе главное. Поэтому, конечно, Маяковский осуждает тех,
кто считает, что "Е к вам приставить бы кого из напостов - стали б
содержанием премного одаренней", ведь невозможно творить по чьей-то указке,
под надзором, потому что тогда начинаешь писать "утомительно и длинно", а
главным становится число строк, а не их содержание. Автор понимает, что поэт
без свободы - не поэт, что у такого человека нет выбора: или становиться
подражателем, или умереть. Несвобода для поэта как отсутствие чернил.
Возможно, поэтому Маяковский говорит: "Почему же увеличивать число
самоубийств? Лучше увеличь изготовление чернил!" Маяковский презирает те
пути, которые "протоптанней и легче". Для него невозможна сама мысль о том,
что можно сдаться, остановиться, бросить все, уйти. Поэтому он не может
понять Есенина, сделавшего это. Есенин, талант которого Маяков-ский признает
одним из лучших, перестает бороться, перестает сражаться, умирает - и
перестает творить, а для Маяковского не существует такой возможности, чтобы
он по собственному желанию перестал создавать свои стихи. В любой ситуации
он стремится воспеть жизнь, и для него смысл ее - в безостановочном движении
вперед. Без сомнений, без сожалений, без оглядки: "Марш!.." И пусть жизнь
трудна, но он вырвет "радость у грядущих дней". И зная о том, что случается
с поэтом после смерти, когда "к решеткам памяти уже понанесли посвящений и
воспоминаний дрянь", "ваше имя в платочки рассоплено", а стихи мямлят и
мнут, Маяковский, как настоящий оратор с трибуны, призывает всех читателей:
"в этой жизни помереть не трудно", а у настоящих поэтов, по Маяковскому,
весь смысл их творчества в том, чтобы "сделать жизнь", что "значительно
трудней". Но труд поэта всегда был, есть и будет тяжелым. Как крестьяне всю
свою жизнь вспахивают землю, чтобы на ней вырос хлеб, пища для тела, так и
поэт посвящает свое существование нелегкому вспахиванию огромных и
неосвоенных полей своей души, чтобы на них проросли стихи, пища для души,
ведь "слово - полководец человечьей силы".
Наверное, можно утверждать, что Маяковский хотел в этом стихотворении
передать свое отношение к поэзии и поэтам. Обозначив для себя цель - жить,
чтобы "сделать жизнь" и воспеть ее, - он всегда стремился к этому. И его,
без сомнения, можно отнести к тем великим поэтам, которым удалось взрастить
в своих душах прекраснейший цветок - цветок поэзии.