Александр Сергеевич Грибоедов был одним
из умнейших людей своего времени. Он получил блестящее образование, знал
несколько восточных языков, был тонкий политик и дипломат.
Грибоедов погиб в 34 года мучительной смертью, растерзанный фанатиками,
оставив потомкам два замечательных вальса и комедию "Горе от
ума".
"Горе от ума" - социально-
политическая комедия. Грибоедов дал
в ней правдивую картину русской жизни
после Отечественной войны 1812
года. В комедии показан процесс отхода
передовой части дворянства от
косной среды и борьбы со своим классом.
Читатель может проследить раз-
витие конфликта между двумя общественно-политическими лагерями: крепостников (фамусовское общество) и
антикрепостников (Чацкий).
Фамусовское общество традиционно.
Жизненные устои его таковы,
что "учиться надо, на старших глядя",
уничтожать вольнодумные мысли,
служить с покорностью лицам, стоящим
ступенькой выше, а главное - быть богатым. Своеобразным идеалом этого общества
являются в монологах Фамусова Максим Петрович и дядя Кузьма
Петрович:
... Вот пример:
Покойник был почтенный камергер,
С ключом и сыну ключ умел доставить;
Богат, и на богатой был женат;
Переженил детей, внучат;
Скончался, все о нем прискорбно поминают:
Кузьма Петрович! Мир ему!-
Что за тузы в Москве живут и умирают!...
Образ Чацкого, напротив, это что-то новое,
свежее, врывающееся
в жизнь, несущее перемены. Это
реалистический образ, выразитель пере-
довых идей своего времени. Чацкого можно
было бы назвать героем своего
времени. В монологах Чацкого
прослеживается целая политическая программа. Он разоблачает крепостничество и
его порождения: бесчеловечность, лицемерие, тупую военщину,
невежество, лжепатриотизм. Он дает
беспощадную характеристику фамусовскому
обществу.
Диалоги Фамусова и Чацкого - это борьба. В
начале комедии она
проявляется еще не в острой форме. Ведь
Фамусов - воспитатель Чацкого.
В начале комедии Фамусов благосклонен к Чацкому, он даже готов уступить руку Софьи, но ставит при этом свои
условия:
Сказал бы я, во-первых: не блажи,
Именьем, брат, не управляй оплошно,
А, главное, поди-тка послужи.
На что Чацкий бросает:
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Но постепенно начинает завязываться
другая борьба, важная и
серьезная, целая битва. Оба, Фамусов и
Чацкий, бросили друг другу пер-
чатку.
Смотрели бы, как делали отцы,
Учились бы, на старших глядя!-
раздался военный клич Фамусова. А в ответ -
монолог Чацкого "А судьи
кто?". В этом монологе Чацкий клеймит "прошедшего
житья подлейшие черты".
Каждое новое лицо, появляющееся в процессе
развития сюжета,
становится в оппозицию к Чацкому.
Злословят в его адрес анонимные пер-
сонажи: г-н Н, г-н Д, 1-я княжна, 2-я княжна и т.д.
Сплетни растут, как "снежный ком". В
столкновении с этим миром
показана социальная интрига пьесы.
Но в комедии есть и еще один конфликт, еще одна интрига - любовная. И.А. Гончаров писал : "Всякий шаг
Чацкого, почти всякое его слово в пьесе тесно связано с игрой чувства его к
Софье ". Именно непонятное Чацкому поведение Софьи послужило мотивом,
поводом к раздражению, к тому "мильону терзаний", под
влиянием которых он только и мог
сыграть указанную ему Грибоедовым роль.
Чацкий мучается, не понимая,
кто его соперник: то ли Скалозуб, то ли
Молчалин? Поэтому он становится по отношению к гостям Фамусова
раздражительным, невыносимым, колким. Софья, раздраженная репликами Чацкого,
оскорбляющего не только
гостей, но и ее возлюбленного, в разговоре
с г-ном Н упоминает о сумасшествии Чацкого: "Он не в своем уме".
И слух о сумасшествии Чацкого несется по залам, распространяется среди гостей,
приобретая фантастические, гротескные формы. И он сам, еще
ничего не зная, подтверждает
этот слух жарким монологом "Французик
из Бордо", который он произносит
в пустом зале. В четвертом действии
комедии наступает развязка обоих
конфликтов: Чацкий узнает, кто избранник
Софьи. Это Молчалин. Тайна
раскрыта, сердце пусто, мучениям нет конца.
Ах! Как игру судьбы постичь?
Людей с душой гонительница, бич!-
Молчалины блаженствуют на свете!-
говорит разбитый горем Чацкий. Его задетая
гордость, вырвавшаяся обида
жжет. Он порывает с Софьей:
Довольно! С вами я горжусь моим разрывом.
И перед тем, как навсегда уйти, Чацкий в
гневе бросает всему фамусовс-
кому обществу:
Из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет...
Чацкий уезжает. Но кто он - победитель или
побежденный? Наиболее точно на этот вопрос ответил Гончаров
в статье "Мильон терзаний":
"Чацкий сломлен количеством старой силы,
нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный
обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу: "Один в поле не воин". Нет воин,
если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин,
застрельщик и - всегда
жертва".