В конце 90-х годов XIX века читатель был
поражен появлением трех томов "Очерков и
рассказов" нового писателя - М.Горького.
"Большой и оригинальный талант", -
таково было общее суждение о новом писателе
и его книгах.
Растущее в
обществе недовольство и ожидание
решительных перемен вызвали усиление
романтических тенденций в литературе.
Особенно ярко эти тенденции отразились в
творчестве молодого Горького, в таких
рассказах, как "Челкаш", "Старуха
Изергиль", "Макар Чудра", в
революционных песнях. Герои этих рассказов
- люди "с солнцем в крови", сильные,
гордые, красивые. Эти герои - мечта Горького.
Такой герой должен был "усилить волю
человека к жизни, возбудить в нем мятеж
против действительности, против всякого
гнета ее".
Центральным образом романтических
произведений Горького раннего периода
является образ героического человека,
готового к самоотверженному подвигу во имя
блага народа. Огромное значение в раскрытии
этого образа имеет рассказ "Старуха
Изергиль", написанный в 1895 году. В образ
Данко Горький вложил гуманистическую идею
о человеке, который все силы отдает
служению народу. Данко - "молодой
красавец", смелый и решительный. Чтобы
вывести свой народ к свету и счастью, Данко
приносит в жертву самого себя. Он любит
людей. И вот его молодое и горячее сердце
вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести
их из мрака. "Что сделаю я для людей!?" -
сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он
руками разорвал себе грудь и вырвал из нее
свое сердце и высоко поднял его над головой".
Освещая путь людям ярким светом своего
горящего сердца, Данко смело повел их
вперед. И тьма была побеждена. "Кинул взор
вперед себя на ширь степи гордый смельчак
Данко, - кинул он радостный взор на
свободную землю и засмеялся гордо. А потом
упал и умер". Умирает Данко, гаснет его
смелое сердце, но образ юного героя жив, как
образ героя-освободителя. "В жизни всегда
есть место подвигам", - говорит старуха
Изергиль. Идею подвига, возвышенного и
облагораживающего, Горький вложил в свою
знаменитую "Песнь о Соколе",
написанную в 1895 году. Сокол - олицетворение
борца за народное счастье: "О, если б в
небо хоть подняться!.. Врага прижал бы я... к
ранам моей груди и... захлебнулся б моей он
кровью! О счастье битвы!.." Соколу присущи
презрение к смерти, храбрость, ненависть к
врагу. В образе Сокола Горький воспевает
"безумство храбрых". "Безумство,
храбрость - вот мудрость жизни! О, смелый
Сокол. В бою с врагами истек ты кровью. Но
будет время - и капли крови твоей горячей,
как искры, вспыхнут во мраке жизни и много
смелых сердец зажгут безумной жаждой
свободы, света!"
В 1901 году
Горький написал "Песню о Буревестнике",
в которой с необычайной силой выразил свое
предчувствие нарастающей революции.
Горький воспевал близкую, несомненную
революционную бурю: "Буря! Скоро грянет
буря! Это смелый Буревестник гордо реет
между молний над ревущим гневно морем, то
кричит пророк победы: "Пусть сильнее
грянет буря!"
Буревестник - воплощение героизма. Он
противопоставлен глупому пингвину, и
гагарам, и чайкам, которые стонут и мечутся
перед бурей: "Только гордый Буревестник
реет смело и свободно над ревущим гневно
морем". Журнал "Жизнь", в котором
была напечатана эта песня, был закрыт.
Современник Горького А.Богданович писал:
"От большинства очерков г.Горького веет
этим свободным дыханием степи и моря,
чувствуется бодрое настроение, что-то
независимое и гордое, чем они резко
отличаются от очерков других авторов,
касающихся того же мира нищеты и
отверженности".