В
основе пьесы Максима Горького «На дне» (1902)
– спор о Человеке и его возможностях.
Действие произведения происходит в
ночлежке Костылевых – месте, находящемся
вне мира людей. Практически все обитатели
ночлежки осознают свое положение как
ненормальное: между ними и миром оборваны
все важнейшие связи – социальные,
профессиональные, духовные, общественные
семейные. Ничто не связывает и самих
ночлежников – они лишь случайно сошедшиеся
в одном месте люди, не желающие ничего знать
друг о друге. Каждый из них знает правду о
себе, и у каждого она своя Герои пьесы –
люди, оказавшиеся на самом «дне» жизни. Что
может помочь человеку? Может ли его вообще
что-либо спасти? В ведущемся споре о
человеке особенно важны три позиции –
Бубнова, Луки и Сатина.
Позиция Бубнова фаталистична. Человек
бессилен что-либо изменить в своей судьбе.
Отсюда – равнодушие не только к чужому
страданию, но и к собственной судьбе. По его
мнению все люди – «лишние», так как в мире
властвуют безжалостные законы, управляющие
человеком и господствующие над ним. Люди
плывут по течению, как щепки, бессильные что-либо
изменить. Правда Бубнова – это правда
внешних обстоятельств жизни.
Лука – самый сложный образ в
пьесе. Именно с ним связан основной
философский вопрос произведения: «Что
лучше: истина или сострадание? Нужно ли
доводить сострадание до того, чтобы
пользоваться ложью, как Лука?»
Лука – носитель идеи сострадания в пьесе.
Он сознает: есть «люди» и есть «человеки».
Слабым («людям») нужна поддержка: в надежде,
в вере, в силе другого. Ибо вера и надежда –
мощнейший стимул всех человеческих деяний.
Анне Лука облегчает муки ухода из жизни, в
Актера и Пепла вселяет надежду на
возможность изменить жизнь к лучшему. Но с
другой стороны, после исчезновения Луки
обретенная людьми надежда оказывается не
только иллюзией, но и превращается в полную
свою противоположность, что приводит
героев пьесы к катастрофе. Людям же сильным
духом («человекам»), тем, кто находит опору в
себе самом, не нужны ни жалость, ни
успокоительная ложь. Они сами творят свою
судьбу, свое счастье и свое несчастье. Таким
образом, философия Луки включает в себя и
христианское долготерпение, и чуткость к
чужому страданию, и трезвый реализм. Но
главное – она обращена к доброму в душе
каждого человека. Это доброе пробуждает в
нем стать лучше.
Сатин является выразителем
другой жизненной позиции: «Все – в человеке,
все – для человека. Существует только
человек, все остальное дело его рук и мозга».
Человека надо уважать, считает Сатин,
жалость только унижает. Но кто сам Сатин?
Шулер, человек, живущий заведомой ложью,
абсолютно равнодушный к людям, презрение к
ближнему, проповедующий нетрудовую
философию (для чего работать? для сытости? –
«Человек выше сытости»). Образованный,
умный, сильный Сатин мог бы вырваться со «дна»
жизни, но не хочет этого сделать. Идея «Свободного
человека», - как и идея Луки, превращается в
свою полную противоположность – в идею
своеволия, и Сатин становится невольным
идеологом зла, превращая его в форму
существования на земле и оправдывая его. Но
слова о человеке, имя которого звучит гордо,
Горький вложил все-таки в его уста. Не было в
пьесе другого героя, способного произнести
столь важные для драматурга слова о сильном
и гордом человеке.
Оба героя, несомненно, связаны принципом
парности, не случайна и символика имен.
Сатин ассоциируется с Сатаной, а вот Лука –
от лукавого, но это так же имя одного из
четырех евангелистов.
«Лука. Ты... лечись! От пьянства
нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат...
такая уж лечебница устроена для пьяниц...
Человек – все может, лишь бы захотел...
Смерть – она все успокаивает... она для нас
ласковая... Помрешь – отдохнешь...
А хорошая сторона – Сибирь? Золотая страна.
Человека приласкать - никогда не вредно...
Человек должен уважать себя.
Все ищет – найдет... Кто крепко хочет –
найдет!»
«Сатин. Ложь – религия рабов и хозяев...
Правда – бог свободного человека! Чело-век!
Это – великолепно! Это звучит... гордо! Че-ло-век!
Надо уважать человека! Не жалеть... не
унижать его жалостью... уважать надо!
Работа? Сделай так, чтобы работа была мне
приятна – я, может быть, буду работать...
Когда труд – удовольствие, жизнь хороша!
Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!»
Таким образом, в пьесе нет однозначного
ответа на вопрос: «что лучше: истина или
сострадание?» Горький выражает и
уверенность, что только истина в состоянии
спасти человечество, и понимание
значимости сострадания в жизни людей.