Мои мысли, мое имя, мои труды будут
принадлежать России. Гоголь Николай Васильевич Гоголь начал писать
поэму в 1835 году по настойчивому совету Пушкина. После долгих
лет скитаний по Европе Гоголь обосновался в Риме, где целиком посвятил себя работе над
поэмой. Ее создание он рассматривал как исполнение клятвы,
данной им Пушкину, как осуществление писательского долга перед Родиной. В 1841 поэма была закончена,
но члены московского цензурного комитета, которым он
представил рукопись, пришли в негодование от содержания произведения. Поэма была запрещена. Это
были тяжелые для Гоголя дни. Он обратился за помощью к Белинскому,
тот сделал в,се возможное, чтобы, минуя цензуру, напечатать поэму. Гоголь знал, как
отнесутся к его труду представители правящих сословий, но
считал своим долгом перед Россией и народом "показать" хотя с одного боку, всю Русь". Он писал:
"Бывает время, когда нельзя устремить общество или даже все поколение
к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости". Эта мысль не
покидала писателя-гражданина во время всей его работы над поэмой. Гениальное творение Гоголя потрясло всю
Россию. В "Мертвых душах" дана широкая и правдивая картина русской
жизни 20-30-х годов прошлого века. Губернский город, где безраздельно властвует
губернатор, чиновники и купцы, помещичьи усадьбы, куда наведывался
Чичиков в поисках "мертвых душ", крепостная деревня, столица с ее министрами и генералами -
таков социальный фон поэмы. Всем своим содержанием поэма отрицала
безобразный, подлый мир "мертвых душ" - жадных стяжателей, рабовладельцев и царских
чиновников. Гоголь, как в зеркале, отразил всю омерзительную
сущность дворянско-бюрократического строя сего дикими полицейскими порядками, моралью
крепостников и помещичьим произволом.
Миру "мўртвых душ" противостоит в
поэме лирический образ народной России, о которой Гоголь пишет с любовью и
восхищением. Как только он переходит от помещиков и чиновников, от болтунов .и
оскотинившихся скопидомов к людям из народа, к образам и темам
народной жизни, к мечте о будущем России - резко меняется сам тон авторской речи. В ней
появляются и грустные раздумья, и мягкая шутка, и, наконец,
неподдельное лирическое одушевление. В поэме "Мертвые
души" Гоголь выступил как патриот, в
котором жила неотразимая вера в будущее, где не будет никаких Маниловых и
Ноздревых, Собакевичей и Чичиковых. Писатель выразил глубокую надежду, что
Россия поднимется к величию и славе. Тема народа проходит через все
главы поэмы, в которых писатель срывает маски с представителей паразитического
дворянского класса. Трагическая судьба закрепощенного народа особенно
сильно чувствуется в образах крепостных людей. Ими Гоголь говорит о том отупении и одичании,
которое несет рабство человеку. В этом свете и надо рассматривать образы дяди
Митяя, девчонки Пелагеи, не умевшей отличать, где право, где лево,
плюшкинских Прошку и Мавру, забитых до крайней степени. Социальная подавленность и
приниженность отпечатались на Селифане и Петрушке. Последний даже имел
благородное побуждение к чтению книг, но его больше привлекало не то, о чем читал он, а
процесс самого чтения, что вот-де из букв вечно выходит какое-нибудь
слово, которое иной раз черт знает что значит".
За страшным миром помещичьей России
Гоголь чувствовал живую душу народа. В поэме с подъемом и
восхищением говорится о его удали, смелости, о любви к свободной жизни. В этом отношении глубокое
значение имеют вложенные в уста Чичикова рассуждения о
крепостных и беглых крестьянах в седьмой главе поэмы. Образ Родины Гоголь изобразил реально, но
с гневом. Крепостное право тормозило развитие России.
Запущенные деревни, унылый быт, крепостное право не
увеличивали достоинства России, не
возвеличивали ее, а тянули в прошлое. Гоголь в мечтах видел Россию
другой. Образ птицы-тройки - это символ могущества его
Родины. Ей принадлежит главенствующая
роль в мировом развитии. "Мертвые души" - это "энциклопедия
жизни крепостной Руси".
Белинский писал: "Гоголь первый
взглянул смело на русскую действительность". Что же несут эти дворяне-хозяева жизни? Ничего! О них не
пожалеет Россия. Если бы у нас не было таких людей - выдающихся
мастеров слова, как Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, то что бы мы знали о русской
действительности. Их гражданский подвиг состоял в том, что они,
любя Россию, не побоялись показать "темные стороны"
русского общества. Поэма звучит
оптимистически. Вера в свой народ, в его грандиозные силы, вера в Россию с ее
неповторимостью и самобытностью питали все
творчество Гоголя. Вслед за словами
великого поэта, Гоголь смело может сказать: "Я Родину люблю!"
Сейчас в нашей стране идут большие перемены, заново переосмысливаются человеческие ценность,
но идеи Гоголя-пророка современны и сейчас. Чернышевский писал:
"Давно уже в мире не было писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь
важен для России". Высоко поэму оценил Герцен. В произведении, видна
прекрасная душа автора, его бесконечная тоска по идеалу, грустная прелесть
воспоминаний о прошедшей жизни, ощущение величия России.