Образы помещиков в поэме Н.
В. Гоголя "Мертвые души". Образ Манилова
Многие писатели первой половины 19-го века
огромную роль в своем творчестве отводили
теме России. Как никто иной, они видели всю
тяжесть положения крепостных крестьян и
безжалостную тиранию чиновников и
помещиков. Нравственные ценности отходят
на второй план, а на первый выходят деньги
и положение в обществе. Крепостное право
лежит в основе государственной системы
России. Люди не стремятся к лучшему, не
интересуются науками и искусством, не
пытаются оставить потомкам никакого
духовного наследия. Их цель - богатство. В
своем стремлении к наживе человек не
остановиться ни перед чем: будет воровать,
обманывать, продавать. Все это не может не
волновать людей мыслящих, которым не
безразлична судьба России. И, конечно же,
НВГ не мог оставить это без внимания. Смысл
названия " Мертвых душ " очень
символичен. Г не жалеет красок, показывая
читателю духовное убожество, грозящее
России. Мы можем только посмеяться над тем,
что не в силах исправить. Целая галерея
помещиков проходит перед читателем по
мере продвижения сюжета " Мертвых душ
", направление этого движения очень
знаменательно. Начав изображение
помещиков с пустого праздного мечтателя и
фантазера Манилова. Уже описание поместья
говорит о том, что его хозяин фантазер и
выдумщик. Дом М стоит на возвышенном месте,
"открытом всем ветрам", склон этой
горы был покрыт остриженным дерном, среди
которого попадались клумбы с кустами
сирени и белой акации и несколько берез.
Под двумя из них находилась беседка с
помпезным названием "Храм уединенного
размышления". Сходство с английским
парком подчеркивалось прудом, заросшим
зеленью. Во внутреннем убранстве поместья
М также отразилось несоответствие грез
помещика и реальности. В отдельных
комнатах мебели не было вообще, в других
была, но в ней чего-то недоставало: если в
гостиной кресла были покрыты дорогой
материей, то на два кресла материала не
хватило, и они стояли, покрытые простой
рогожей. Среди этого "великолепия"
живет хозяин- М со своей семьей. Эта жизнь
очень похожа на идиллию: М со своей женой
любят друг друга, внешние проблемы
решаются сами по себе без участия помещика.
Все, что остается М-ву, это сидеть и мечтать
о каких-нибудь новых усовершенствованиях
в усадьбе: построить мост с купеческими
лавками или провести подземный ход от дома.
Но, несмотря на мечты хозяина, все остается
по-прежнему: крестьяне, как бедно жили, так
бедно и живут, восьмилетний сын
Фемистоклюс как был неграмотен, так и
остается. Однако М смешон и не вызывает
отвращения, как Плюшкин или Коробочка. Он
способен радушно принимать гостей и
искренне стараться сделать им приятное. М
даже способен на благородные поступки,
имея возможность заработать на мертвых
душах, он отдает Чичикову их бесплатно.
Несмотря на то, что в произведении
присутствует изрядная доля юмора, "
Мертвые души " можно назвать "смехом
сквозь слезы". Автор упрекает людей в
том, что в этой борьбе за власть и деньги
они забыли о вечных ценностях. Жива только
внешняя оболочка, а души людей мертвы. В
этом виноваты не только сами люди, но и
общество, в котором они живут. Все это Г не
смог игнорировать и в полной мере отразил
в " Мертвых душах". Люди мало
изменились, поэтому "Мертвые души" -
это предостережение и для нас.