Объясняя замысел "Мертвых душ",
Гоголь писал, что образы поэмы "ничуть
не портреты с ничтожных людей, напротив в
них собраны черты тех, которые считают
себя лучше других". "Мертвые души" _
это представители господствовавших в то
время общественных слоев. Поэма построена
как похождение "приобретателя"
Чичикова, покупающего мертвые фактически,
но живые юридически, т.е. не вычеркнутые из
ревизских списков, души. Центральное место
в первом томе занимают пять "портретных"
глав (со второй по шестую). Эти главы,
построенные по одинаковому плану,
показывают, как на почве крепостничества
складывались разные типы крепостников и
как крепостное право в 20-30-х годах XIX века, в
связи с ростом капиталистических сил,
приводило помещичий класс к
экономическому упадку. Гоголь дает эти
главы В определенном порядке.
Бесхозяйственного помещика Манилова (2
глава) сменяет мелочная Коробочка (3 глава),
безалаберного прожигателя жизни Ноздрева
(4 глава) _ прижимистый Собакевич (5 глава).
Завершает эту галерею помещиков Плюшкин _
скряга, доведший свое имение и крестьян до
полного разорения. С большой
выразительностью в "портретных"
главах дана картина упадка помещичьего
класса. От праздного мечтателя, живущего в
мире своих грез, Манилова, к "дубинноголовой"
Коробочке, от нее _ к бесшабашному моту,
вралю и шулеру Ноздреву, далее _ к
оскотинившемуся кулаку _ "прорехе на
человечестве" _ Плюшкину ведет нас
Гоголь, показывая все большее моральное
падение и разложение представителей
помещичьего мира. Поэма превращается в
гениальное обличение крепостничества,
того класса, который является вершителем
судеб государства. Галерея портретов
помещиков открывается образом Манилова.
"На взгляд он был человек видный; черты
лица его не были лишены приятности, но в
эту приятность, казалось, чересчур было
передано сахару; в приемах и оборотах его
было что-то заискивающее расположения и
знакомства. Он улыбался заманчиво, был
белокур, с голубыми глазами". Раньше он"служил
в армии, где считался скромнейшим,
деликатнейшим и образованнейшим офицером".
Живя в поместье, он "иногда приезжает в
город... чтобы увидеться с
образованнейшими людьми". На фоне
обитателей города и поместий он кажется
"весьма обходительным и учтивым
помещиком", на котором лежит какой-то
отпечаток "полупросвещенной" среды.
Однако, раскрывая внутренний облик
Манилова, его характер, рассказывая о его
отношении к хозяйству и времяпровождении,
рисуя прием Маниловым Чичикова, Гоголь
показывает полнейшую пустоту и
никчемность этого "существователя".
Писатель подчеркивает в характере
Манилова его никчемность и слащавую,
бессмысленную мечтательность. У Манилова
не было никаких живых интересов. Он не
занимался хозяйством, передоверив его
приказчику. Он даже не знал, умирали ли у
него крестьяне со времени последней
ревизии. Вместо тенистого сада, обычно
окружавшего барский дом, у Манилова "только
пять-шесть берез..." с жидкими вершинами.
Свою жизнь Манилов проводит в праздности.
Он отошел от всякого труда, даже не читает
ничего: два года в его кабинете лежит книга,
заложенная все на той же 14-ой странице.
Свое безделье Манилов скрашивает
беспочвенными мечтами и бессмысленными
"прожектами" (проектами), вроде
постройки подземного хода дома, каменного
моста через пруд. Вместо настоящего
чувства_у Манилова "приятная улыбка",
вместо мысли _ какие-то бессвязные, глупые
рассуждения, вместо деятельности _ пустые
мечты. Другим представителем "мертвых
душ" в поэме мы назовем Плюшкина. Это "прореха
на человечестве". Все человеческое
умерло в нем, в полном смысле это мертвая
душа. К такому выводу ведет нас Гоголь,
развивая и углубляя тему духовной гибели
человека. Деревенские избы села Плюшкина
имеют вид "особенной ветхости",
барский дом выглядит "инвалидом",
бревенчатая мостовая пришла в негодность.
А каков хозяин? На фоне жалкой деревушки
перед Чичиковым предстала странная фигура:
не то мужик, не то баба, в "неопределенном
платье, похожем на женский капот", таком
рваном, замасленном и заношенном, что "если
бы Чичиков встретил его, так
принаряженного, где-нибудь у церковных
дверей, то, вероятно, дал бы ему медный грош".
Но не нищий стоял перед Чичиковым, а
богатый помещик, владелец тысячи душ, у
которого кладовые, амбары и сушильни полны
были всякого добра. Однако все это добро
гнило, портилось, превращалось в труху.
Отношения Плюшкина к покупщикам, его
хождения по селу за сбором всякой дряни,
знаменитые кучи хлама на его столе и на
бюро выразительно говорят о том, как
скряжничество приводит Плюшкина к
бессмысленному накопительству,
приносящему его хозяйству одно разорение.
Все пришло в полный упадок, крестьяне "мрут,
как мухи", десятками числятся в бегах.
Бессмысленная скупость, царящая в душе
Плюшкина, порождает в нем
подозрительность к людям, недоверие и
враждебность ко всему окружающему,
жестокость и несправедливость по
отношению к крепостным. У Плюшкина нет
никаких человеческих чувств, даже
отцовских. Вещи для него дороже людей, в
которых он видит только мошенников и воров.
"И до такой ничтожности, мелочности,
гадости мог снизойти человек!" _
восклицает Гоголь. Вся галерея образов,
данная в первом томе "Мертвых душ",
убедительно раскрывает внутреннее
убожество и косный, затхлый вид
крепостников-душевладельцев. Герои Гоголя
_ не Онегины и Печорины, а то поместное
дворянство, которое представлено на балу у
Лариных. "Мертвым душам" поэмы
противопоставлены "живые" _ народ
талантливый, трудолюбивый,
многострадальный. С глубоким чувством
патриота и верой в великое будущее своего
народа пишет о нем Гоголь. Он видел
бесправие крестьянства, его приниженное
положение и то отупение и одичание,
которые явились результатом крепостного
права. Таковы дядя Митяй и дядя Миняй,
крепостная девочка Пелагея, не отличавшая,
где право, а где лево, плюшкинские Прошка и
Мавра, забитые до крайности. Но и в этой
социальной подавленности Гоголь видел
живую душу "бойкого народа" и
расторопность ярославского мужика. Он с
восхищением и любовью говорит о
способности народа, смелости и удали,
выносливости и жажде свободы. Крепостной
богатырь, плотник Пробка "в гвардию
годился бы". Он исходил с топором за
поясом и сапогами на плечах все губернии.
Каретник Михей создавал экипажи
необыкновенной прочности и красоты.
Печник Милушкин мог поставить печь в любом
доме. Талантливый сапожник Максим
Телятников _ "что шилом кольнет, то и
сапоги, что сапоги, то и спасибо". А
Еремей Сорокоплехин "одного оброку
приносил по пятьсот рублей!". Вот беглый
крепостной Плюшкина Абакум Фыров. Не
вьщержала его душа гнета неволи, потянуло
его на широкий волжский простор, он "гуляет
шумно и весело на хлебной пристани,
подрядившись скупцами". Но нелегко ему
ходить с бурлаками, "таща лямку под одну
бесконечную, как Русь, песню". В песнях
бурлаков Гоголь слышал выражение тоски и
стремление народа к другой жизни, к
прекрасному будущему. Горячая вера в
скрытые до времени, но необъятные силы
всего народа, любовь к родине, позволили
Гоголю гениально предвидеть ее великое
будущее.