Чичиков - делец-приобретатель
Н В Гоголь начал писать поэму в 1835 году в
Петербурге по настойчивому совету
Плюшкина. После долгих скитаний по Европе
Гоголь обосновался в Риме, где целиком
посвятил себя работе над поэмой. Ее
создание он рассматривал как исполнение
клятвы, данной им Плюшкину, как
осуществление писательского долга перед
родиной. В 1841 году поэма была написана, но
члены Московского цензурного комитета,
которым он представил рукопись, пришли в
негодование от содержания произведения.
Поэма была запрещена, это были самые
тяжелые дни для Г-ля. Он обратился за
помощью к Белинскому, и тот сделал все
возможное, чтобы, минуя цензуру,
напечатать поэму. Г-ль знал, как отнесутся
к его труду представители правящих
сословий, но считал своим долгом перед
Россией и народом "показать, хотя с
одного боку, всю Русь". Гоголь вначале
хотел изобразить всю Русь с одного боку, а
получилась картина небывалого,
разностороннего охвата явлений.
Гоголевский Чичиков - образ
необыкновенный, скорее всего и не образ, а
какая-то сверхмагическая сила. Почти на
протяжении всего первого тома Ч-ов
неуловим как для полиции, так и для людей, с
которыми ему приходилось сталкиваться. С
самого начала Г-ль представляет своего
героя так, что мы не можем сказать о нем что-то
конкретное. "В бричке сидел господин, не
красавец, но и не дурной наружности, ни
слишком толст, ни слишком тонок; нельзя
сказать, чтобы стар, однакож и не так, чтобы
слишком молод", - пишет Г-ль. В чувствах Г-ля
к Ч-ову вложено отношение писателя к
России того времени. Вопрос, куда идет
Россия, занимавший Г-ля, все время
заставляет погружать Ч-ва в сравнительные
ситуации, сталкивать героя с "мертвыми
душами". Г-ль строит поэму в двух
сравнительных, развивающихся ракурсах,
изображая "мертвую" Россию, Россию
помещиков и чиновников губернского города,
и исследует приходящую ей на смену Россию
Чичиковых. Россия Чичиковых,
представленная в поэме одним героем,
гораздо более важна для понимания
авторского осуждающего смеха. Жизнь Ч-ву
досталась нелегкая. Рано оставшись без
родительской поддержки, наш герой был
вынужден пробиваться своим умом, манерами,
обходительностью, тем более что особыми
талантами он не блистал. Навсегда запомнив
завет отца ("А больше всего береги и копи
копейку: эта вещь надежнее всего на свете.
Все сделаешь и все прошибешь на свете
копейкой"), Ч-ов все свои силы подчиняет
служебной деятельности и складыванию
копейки. Г-ль рисует Ч-ва так, что мы не
можем понять, что представляет из себя
этот человек. Г-ль пишет: "О себе
приезжий, как казалось, избегал много
говорить; если же говорил, то какими-то
общими местами, с заметною скромностию".
Единственное, чем Г-ль оживляет своего
героя, - это чувство страха, присущее
каждому человеку. Пожалуй, один только
Ноздрев произвольно догадывается о
сущности Ч-ва, потому что сам подлец. "Ведь
ты большой мошенник, позволь мне это
сказать тебе по дружбе! Ежели бы я был
твоим начальником, я бы тебя повесил на
первом дереве", - радостно орет Ноздрев.
И Ноздрев, и Ч-ов - авантюристы, только в
разных планах. Жадность погубила Ч-ва, и
остался однажды Павел Иванович без
должности, без капитала в пятьсот тысяч,
без того, что уже обещало ему успех.
Хорошая черта Ч-ва - это умение не унывать.
Его жизненная философия сводится к
принципу: "Зацепил - поволок, сорвалось -
не спрашивай". Уже эти небольшие штрихи,
сделанные с портрета Ч-ва, говорят о том,
что личностью он был незаурядной, широкой
в планах и чистосердечной в авантюре.
Мелкие планы уживались в нем с живостью
натуры. Огромный опыт, накопленный за
долгое время службы, особенно опыт в
знании человеческих душ, непреодолимая
страсть к накоплению средств благополучия
не позволили герою после краха впасть в
отчаяние, а, напротив, почти осуществить
"блестящую идею", навестившую Ч-ва в
дни уныния. Мошенническая операция с "мертвыми
душами" сулила солидный капитал. Ч-ов- -
великолепный психолог, благодаря этому он
превосходит всех помещиков города NN в их
сущностных чертах: Манилова - в
прожектерстве и обходительности, Ноздрева
- в изощренности фантазии, Собакевича - в
прижимистости и индивидуализме, Плюшкина -
в "светлой жадности". Ч-ов как бы
выступает одновременно Маниловым,
Ноздревым, Собакевичем и Плюшкиным в их
общих чертах. "Камнем преткновения" Ч-ва
стала Коробочка, превзошедшая Павла
Ивановича в тупости и "дубинноголовости".
Кто бы мог догадаться, что "черт ее
дернет" приехать в город справиться о
цене на мертвую душу! Подлость "притянула"
подлость и "захлебнулась" в подлости.
Ч-ов терпит поражение. Общительность,
хватка и невероятное чутье героя не всегда
могут подсказать ему "тонкие места",
потому что в огромной Руси часто
невозможно разобраться, где кончается
одно и начинается другое. Буржуазная эпоха,
зреющая в глубине помещичьей России,
помогла Ч-ву приобрести отличные от других
героев черты. Но "милый подлец" Ч-ва
все же остается таковым, какими бы
деловыми качествами он ни обладал. И хотя
многие говорят, что Ч-ов - славный малый, Ч-ов
не перестанет быть дельцом, в понятие
которого на Руси вкладывали всегда
отрицательное значение. Вот почему мы
вместе с Г-ем испытываем легкую грусть
каждый раз, когда мы встречаемся с Павлом
Ивановичем Ч-ым, одновременно
симпатизируя оптимизму Ч-ва и обсуждая
предмет страсти героя - деньги, которые
делают его подлецом.