Тема родины -
одна из главных тем в творчестве С.Есенина.
Этого поэта принято связывать прежде
всего с деревней, с родной для него
Рязанщиной. Но из рязанской деревни
Константиново поэт уехал совсем
молодым, жил потом и в Москве, и в
Петербурге, и за границей, в родную
деревню приезжал время от времени как
гость. Это важно знать для понимания
позиции С.Есенина. Именно разлука с
родной землей придала его стихам о ней
ту теплоту воспоминаний, которая их
отличает. В самих описаниях природы у
поэта есть та мера отстраненности,
которая позволяет эту красоту острее
увидеть, почувствовать.
Уже в ранних стихах С.Есенина звучат
признания в любви к России. Так, одно из
наиболее известных его произведений -
"Гой ты, Русь моя родная..." С самого
начала Русь здесь предстает как нечто
святое, ключевой образ стихотворения -
сравнение крестьянских хат с иконами,
образами в ризах, и за этим сравнением -
целая философия, система ценностей. Мир
деревни - это как бы храм с его
гармонией земли и неба, человека и
природы. Мир Руси для С.Есенина - это и
мир убогих, бедных, горьких
крестьянских домов, край заброшенный,
"деревня в ухабинах", где радость
коротка, а печаль бесконечна: "Грустная
песня, ты - русская боль". Особенно
это чувство усиливается в стихах поэта
после 1914 года - начала войны: деревня
кажется ему невестой, покинутой милым и
ожидающей от него вестей с поля боя. Для
поэта родная деревня в России - это
нечто единое, родина для него, особенно
в раннем творчестве, - это прежде всего
родной край, родное село, то, что
позднее, уже на исходе XX века,
литературные критики определили как
понятие "малой родины". С присущей
С.Есенину-лирику склонностью
одушевлять все живое, все окружающее
его, он и к России обращается как к
близкому ему человеку: "Ой ты, Русь,
моя родина кроткая, /Лишь к тебе я
любовь берегу". Порой стихи поэта
обретают ноту щемящей грусти, в них
возникает чувство неприкаянности,
лирический герой их - странник,
покинувший родную хижину, всеми
отверженный и забытый. И единственное,
что остается неизменным, что сохраняет
вечную ценность - это природа и Россия:
"А месяц будет плыть и плыть,
Роняя весла по озерам...
И Русь все также будет жить,
Плясать и плакать у забора".
С.Есенин жил в переломную эпоху,
насыщенную драматическими и даже
трагическими событиями. На памяти его
поколения - война, революция, снова
война - теперь уже гражданская.
Переломный для России год - 1917 - поэт
встретил, как и многие художники его
круга, с надеждами на обновление, на
счастливый поворот в крестьянской доле.
Поэты круга С.Есенина того времени - это
Н.Клюев, П.Орешин, С.Клычков. Надежды эти
выражены в словах Н.Клюева - близкого
друга и поэтического наставника С.Есенина:
"Мужицкая ныне земля, /И церковь не
наймит казенный". В есенинской
поэзии в 1917 году появляется новое
ощущение России: "Уж смыла, стерла
деготь/ Воспрянувшая Русь". Чувства и
настроения поэта этого времени очень
сложны и противоречивы - это и надежды,
и ожидания светлого и нового, но это и
тревога за судьбу родного края,
философские раздумья на вечные темы.
Одна из них - тема столкновения природы
и человеческого разума, вторгающегося
в нее и разрушающего ее гармонию -
звучит в стихотворении С.Есенина "Сорокоуст".
В нем центральным становится
обретающее глубоко символический
смысл состязание между жеребенком и
поездом. При этом жеребенок как бы
воплощает в себе всю красоту природы,
ее трогательную беззащитность. Паровоз
же обретает черты зловещего чудовища. В
есенинском "Сорокоусте" вечная
тема противостояния природы и разума,
технического прогресса сливается с
размышлениями о судьбах России. В
послереволюционной поэзии С.Есенина
тема родины насыщена нелегкими думами
о месте поэта в новой жизни, он
болезненно переживает отчуждение от
родного края, ему трудно найти общий
язык с новым поколением, для которого
календарный Ленин на стене заменяет
икону, а "пузатый "Капитал" -
Библию. Особенно горько поэту сознание
того, что новое поколение поет новые
песни: "Поют агитки Бедного Демьяна".
Это тем более грустно, что С.Есенин
справедливо замечает: "Я поэт! И не
чета каким-то там Демьянам". Поэтому
так горестно звучат его строки: "Моя
поэзия здесь больше не нужна, /Да и,
пожалуй, сам я тоже здесь не нужен".
Но даже желание слиться с новой жизнью
не заставляет С.Есенина отказаться от
своего призвания российского поэта; он
пишет: "Отдам всю душу октябрю и маю, /Но
только лиры милой не отдам". И
поэтому таким глубоким пафосом
наполнено его признание:
"Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким "Русь".
Сегодня нам, живущим в России, трудно до
конца понять смысл этих строк, а ведь
написаны они были в 1924 году, когда само
название - Русь - было едва ли не
запретным, а гражданам полагалось жить
в "Ресефесере". С темой родины у С.Есенина
связано понимание своей поэтической
миссии, своей позиции "последнего
певца деревни", хранителя ее заветов,
ее памяти. Одним из программных, важным
для понимания темы родины, у поэта
стало стихотворение "Спит ковыль":
"Спит ковыль.
Равнина дорогая
И свинцовой свежести полынь!
Никакая родана другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси -
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси.
Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя,
Но никто под окрик журавлиньй
Не разлюбит отчие поля.
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
По ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брызжет новью
На мои поляны и луга.
Но и все же новью той теснимый,
Я могу прочувственно пропеть:
Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть".
Стихотворение это датировано 1925 годом,
относится к зрелой лирике поэта. В нем
выражены его сокровенные мысли. В
строке "радуясь, свирепствуя и
мучась" - трудный исторический опыт,
который выпал на долю есенинского
поколения. Стихотворение построено на
традиционно поэтических образах:
ковыль как символ русского пейзажа и
одновременно символ тоски, полынь с ее
богатой символикой и журавлиный крик
как знак разлуки. Традиционному
пейзажу, в котором олицетворением
поэзии является не менее традиционный
"свет луны", противостоит "новый
свет", скорее абстрактный, неживой,
лишенный поэзии. И в противоположность
ему звучит признание лирического героя
есенинского стихотворения в
приверженности вековому деревенскому
укладу. Особенно значим у поэта эпитет
"золотой": "Все равно останусь я
поэтом /Золотой бревенчатой избы". Он
один из наиболее часто встречающихся в
лирике С.Есенина, но обычно он связан с
цветовым понятием: золотой - то есть
желтый, но непременно и с оттенком
высшей ценности: "роща золотая",
"золотою лягушкой луна". В этом
стихотворении оттенок ценности
преобладает: золотой не только цвет
избы, сколько символ ее непреходящей
ценности как символа уклада
деревенской жизни с присущей ей
красотой, гармонией. Деревенская изба -
это целый мир, ее разрушение не
искупается для поэта никакой
заманчивой новью. Финал стихотворения
звучит несколько риторически, но в
общем контексте поэзии С.Есенина он
воспринимается как глубокое и
искреннее признание автора. Таким
образом, тема родины в поэзии С.Есенина
развивается от безотчетной, почти по-детски
естественной привязанности к родному
краю к осознанной, выдержавшей
испытания трудным временем перемен и
переломов авторской позиции.