Мастерство художественных
деталей в рассказах Чехова
После смерти Чехова Л.Н. Толстой
сказал: "Достоинство его творчества то, что оно понятно и сродно не только
всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное".
Действительно, предметом исследования Чехова (так же как и Толстого и
Достоевского) стал внутренний мир человека. Но художественные методы,
художественные приемы, которые использовали в своем творчестве писатели,
различны. Чехов по праву считается мастером короткого рассказа, новеллы-
миниатюры. В за долгие годы работы в юмористических журналах Чехов поневоле
отточил мастерство рассказчика, научился в небольшой объем втискивать
максимум содержания. В маленьком рассказе невозможны пространные описания,
внутренние монологи, поэтому и выступает на первый план художественная
деталь. Именно детали несут у Чехова огромную смысловую нагрузку. Давайте
посмотрим, как буквально одна фраза может сказать все о человеке. Вспомним
маленький юмористический рассказ "Смерть чиновника", главный герой которого
многими своими чертами напоминает нам Акакия Акакиевича Башмачкина. В
театре, случайно чихнув, чиновник Червяков обрызгал лысину генерала
Бризжалова. Это обстоятельство так поразило Червякова, что он постоянно
ходит извиняется перед Бризжаловым. Бризжалов, человек не злой, сначала
благосклонно принимает извинения Червякова, но в конце, доведенный до
исступления его назойливостью, выгоняет его вон. Червяков, не понимая,
почему Бризжалов так раздражен, думает, что его карьере конец, приходит
домой и умирает. В последней фразе дано практически объяснение всему:
"Прийдя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и... помер".
Герой умирает, не сняв вицмундира, эта чиновничья униформа как будто
приросла к нему. Страх перед вышестоящим чином убил человека. Анна
Сергеевна, героиня рассказа "Дама с собачкой", приехала в Ялту, не в
состоянии более переносить обстановку своего дома и общество мужа, которого
она не любила и не уважала. В определенном смысле она была подготовлена к
роману с Гуровым, которого воспринимала как человека из другой, лучшей
жизни. Символом того душного мира, откуда она пытается бежать, в рассказе
является лорнетка: перед тем, как полюбить Гурова, Анна Сергеевна теряет ее,
и это начало попытки "бегства". Позже, в театре города С., Гуров увидел ее
вновь с "вульгарной лорнеткой" в руках - попытка "бегства" не удалась.
Беликов, "человек в футляре", в противоположность Анне Сергеевне не пытается
как-то изменить течение своей жизни, разнообразить ее, потому что в любом
многообразии, в разрешении себе чего-то нового скрывала для него жизнь
неопределенность и вызывала непреодолимое стремление окружить себя
"оболочкой", "футляром", чтобы защититься. Отсюда и чехлы и футлярчики, в
которые были упакованы все его вещи. Беликов всю жизнь чего-то опасался, его
пугала сама жизнь, потому-то после смерти его лицо приняло простое,
приятное, даже веселое выражение: он попал в футляр, из которого не надо
никогда выходить. В рассказе "Душечка" Чехов, описывая жизнь Оленьки
Племянниковой, в нескольким местах повторяет, что жила она хорошо и
счастливо. Эта деталь наводит на мысль, что на самом деле жизнь "душечки" не
казалась автору столь уж достойной восхищения и подражания. "Душечка" не
имеет ни собственных желаний, ни мыслей. В последней части рассказа,
повествующей об отношении "душечки" к Саше, сыну ветеринара, Чехов уже не
пишет, что жила она хорошо и счастливо, имея, может быть, в виду то, что
наконец его нашла? Оленька Племянникова в чем-то схожа с Ольгой Ивановной,
героиней рассказа "Попрыгунья". У Ольги Ивановны та же зависимость от чужого
мнения. Но если "душечка" не была чересчур привередлива в своих знакомствах,
то для Ольги Ивановны ценность представляли только знаменитости и прочие
необыкновенные люди, к которым она причисляла и себя. В больших
произведениях Чехова, как и в рассказах, нет ни одной "лишней" детали.
Например, в пьесе "Три сестры" Наташа впервые появляется на сцене в розовом
платье с зеленым пояском - деталь, говорящая о полном отсутствии вкуса,
говорит о душевных качествах героини больше, чем развернутая характеристика.
Чехов считает, что если в пьесе в первом действии на сцене висит ружье, то в
конце оно должно обязательно выстрелить. Так, использование детали важно и в
"Вишневом саде". Вспомним "многоуважаемый шкаф", звук лопнувшей струны как
раз перед продажей вишневого сада, стук топоров в конце пьесы. Все они несут
обязательную смысловую нагрузку и важны для раскрытия как характеров
персонажей, так и для самого действия пьесы. К концу подходит XX век.
Человечество готовится встретить третье тысячелетие. Но Чехов остается для
нас одним из самых бесспорных художественных и моральных авторитетов.