Вопрос
о судьбах русского крестьянства особенно
остро волновал русскую интеллигенцию на
рубеже XIX - XX веков. Реформа только
усугубила и без того тяжелое положение
крестьян России. Моего любимого писателя И.
А. Бунина не могло оставить равнодушным
такое положение тружеников, кормящих
отечество хлебом. Я считаю, что с той поры,
как за изображение крестьянской жизни
серьезно взялись такие писатели, как Бунин,
резко изменился в обществе сам взгляд на
крестьянина: от несколько идеали-
зированного "мужичка" литература
пошла по направлению глубокого постижения
личности труженика деревни. Тем более он и
сам, крестьянин, был довольно сложной и
многогранной личностью. Выжить в
нечеловеческих условиях дураки и
беспечные люди просто бы не смогли.
Детство Бунина прошло в Орловской
губернии. Он хорошо знал и понимал
крестьянскую жизнь, наблюдал ее с самого
детства. И первый его рассказ "Танька"
был навеян этими впечатлениями. Но,
конечно, самым значительным произведением
Бунина на эту тему явились его знаменитые
"Антоновские яблоки". Сопоставляя в
рассказе "старое" и "новое",
писатель отдает предпочтение "старому".
Прошлое для него идеально, и он не
расположен его критиковать. Рассказ
отличает поэтичность в описаниях природы,
откровение ностальгических чувств. Но,
однако, в дальнейшем сама
действительность заставляет писателя
пересмотреть свое отношение к деревенской
жизни, увидеть не только светлые, но и
мрачные ее стороны. Здесь сыграли свою
роль социальные потрясения. Например,
Бунин увидел, что в проигранной войне с
Японией более всего пострадали крестьяне.
А первая русская революция еще
бессмысленнее прошлась косой смерти по
русскому крестьянству. Определенным
итогом тяжелых раздумий о судьбах России
стала повесть писателя "Деревня". Она
была написана в 1910 году и явилась как бы
противовесом "Антоновским яблокам".
Автор оспаривает в "Деревне" то, на
что у него не поднималась рука в "Антоновских
яблоках". В повести "Деревня" все
приобрело совершенно иное значение,
нежели в рассказе: природа уже лишена
очарования, земля стала предметом купли и
продажи. Видно, что автор задумал эту вещь
как обобщающую. Он конечно же надеялся, что
поднятые им в повести проблемы найдут
отклик в обществе, помогут ему разобраться
в проблемах гибнущей деревни. Проблемы
деревни писатель раскрывает на примере
судьбы двух братьев - Тихона и Кузьмы
Красовых. Страшная судьба у этих людей: мы
узнаем, что прадеда их, крепостного
крестьянина, затравил помещик борзыми
собаками; дед получил вольную и стал вором;
отец вернулся в деревню, занялся торговлей,
но быстро прогорел. С торговли начали свою
самостоятельную деятельность и главные
герои повести. Но пути их разошлись. Один
стал гуртовщиком, а другой купил у
разорившегося барина деревню и стал сам
вроде "барин". Первый брат ушел в
народ, почувствовав его социальные беды.
Он даже написал книжку стихотворений о
судьбе крестьянина, но все равно оказался
управляющим в имении своего брата.
Нравственный конфликт автор построил на
том, что при всей разности устремлений
братья схожи - в житейском понимании этого
слова. Социальное положение в обществе все
равно сделало их в конце концов одинаково
ненужными, лишними людьми. Бунин показал,
что русский крестьянин и после реформы не
может повлиять на свою судьбу. Несмотря на
определенный доста- ток и некоторую
просвещенность, крестьянин все равно
бесмопо-щен. Разменивание жизни на мелочи -
этот мотив в повествовании проходит как бы
параллельно основной идее автора.
Писатель уверен, что именно из житейских
мелочей складывается жизнь любого
общества. Поэтому Бунин четко описывает
все житейские мелочи. Для него, художника и
бытописателя, оторванный хлястик на
шинели так же важен, как и раздумья о
судьбе общества. Я считаю, что великий
писатель И. А. Бунин своими произведениями
заставил общество задуматься над
проблемами крестьянства в России. Но он
при этом понимал, что время решения этих
проблем еще далеко впереди. Великий
писатель поэтому был потрясен Октябрьским
переворотом большевиков. Он одним из
первых интеллигентов в России понимал, что
такая историческая судьба отбросит родину
еще на много лет назад. И решения проблем
крестьянства он не увидит. Всю свою
ненависть к революции писатель излил в
своем произведении "Окаянные дни". Но
мы, его читатели и соотечественники, с
высоты времени, знаем, что Бунин приблизил
своим творчеством время освобождения
русских крестьян.