Роман Булгакова "Мастер и Маргарита" -
всплеск всей энергии таланта автора, в
него он вложил все свои силы и здоровье.
Все основные события происходят в трёх
мирах. Роман описывает не только события
современного, в нем как бы царит
безраздельное господство сквозного
времени. Связь в романе поддерживается не
только хронологией и системой образов, но
и через ассоциации.
Во многих сценах романа чувствуется
тонкий иронический смех, однако этот смех
не злой. Автор как бы играет со своими
героями, показывая их уязвимые места в
характере.
Ни к одному из главных героев я не
испытываю никаких отрицательных чувств.
Даже князь тьмы Воланд, который
традиционно должен внушать страх и ужас,
вызывает скорее улыбку и интерес к тому,
как ловко он выводит на чистую воду лиц,
подобных Берлиозу, Лиходееву и Босому. Ко
всем героям я чувствую несомненную
симпатию, и в то же время осознаю, что ни
один из них не является идеалом.
Меня поражает, как легко входит дьявол в
жизнь Москвы, и как он её изменяет на свой
лад.
Многие горожане, не выдержав "логики"
действий Воланда сходят с ума, и
заканчивают жизнь в психиатрической
лечебнице, так как Иван и другие.
На своём выступлении в театре Воланд
показывает, что люди не изменились с того
времени, когда они встречались с ним в
последний раз. Они остались такими же
мелочными и ненасытными. Воланд показал
всем жалкую сущность современного
человека. Дьявол посмеялся над москвичами,
оставив их после "разоблачения"
полуголыми и без тех драгоценных помощник
денег, за которые они так кровожадно
дрались.
Автор с помощью Воланда уличает и
наказывает своих героев. Самая печальная
участь постигла главу МАССОЛИТА Берлиоза.
Мало того, что сразу после спора с сатаной
ему трамваем отрезало голову, в чем может
быть Воланд и не виновен, во время похорон
голова его исчезает из гроба, от чего
проводы покойного превращаются в фаре.
Обнаруживается она на Великом Балу, в
руках у Воланда, который обращается с ней,
ещё живой, с жестокими словами: "Каждому
будет дана по его вере... Вы уходите в
небытие, а мне радостно будет из чаши, в
которую вы превратитесь, выпить за
бытие", и голова Берлиоза, в самом деле,
тут же превратилась в чашу.
Не смотря на весь смех, который можно
услышать в описании поведения Маргариты и
Наташи, а также поступков других героев
романа, нельзя не сказать, что описывая
отношения между Маргаритой и Мастером не
слышно и капельки смеха, эти моменты
написаны искренне, от души, так как любовь
Мастера и Маргариты была для автора высшим
идеалом.
Роман Булгакова - это завещание автора
будущим поколениям, в нём переплетаются
исторические и философские начала.