Подготовка бала и все остальное
требует много сил и от Воланда, и от его
свиты. Воланду мучительно праздновать:
ведь это праздник света, а он мрак. Ему не
хочется, у него болит нога, но он должен
провести его.
После всех дел нужно мальчиков отпустить
отдохнуть, поразвлечься. Этот день –
последний, что Бегемот и Коровьев вместе. Т.ч.
они празднуют и расставание. Ударяются в
загул: гастроном, Грибоедов.
Мотив рыбы. В главе 28 все настойчивее
звучит мотив рыбы (сельдь в Торгсине, семга,
когда они предстают перед Воландом). Знак
рыбы – знак Христа, он означает, что
Коровьев отправляется туда, куда Бегемоту
вход заказан.
Проблема выбора и проблема соотношения
сознательного выбора и предназначения
связана в первую очередь с образом ПП. ПП
был человеком незаурядным.
Незаконнорожденный, не римлянин, он сделал
головокружительную карьеру благодаря
своему таланту. Внук мельника стал
прокуратором Иудеи.
По французской поэме XII века и другим
источникам, он сын короля-звездочета. Тот
находился далеко от дома и жены, когда
звезды сказали ему, что ребенок, зачатый в
данную ночь, будет великим. Единственной
женщиной поблизости оказалась дочка
мельника.
Единственные известные короли-звездочеты
– это волхвы, поклонявшиеся младенцу-Иисусу.
Какой парадокс: отец поклонился тому, кого
сын отправит на смерть!
Иисус, как и Воланд, пытается искусить: «А
ты бы меня отпустил, игемон», - говорит он.
Но свет не такой мастер искушать, как мрак:
«…Воланд может заморочить глаза и
человеку похитрее», чем Берлиоз.
ИХ было предназначено другое –пройти
жизненный путь человека и принять смерть.
И если бы Пилат отпустил его, что могло бы
случиться с человечеством и мировой
историей! «…Она [жизнь] висит на волоске,
знай это! – Не думаешь ли ты, что ты ее
подвесил, игемон?»
Б.С.: «Пилат не в силах изменить ход событий,
предопределенных независимыми от него
обстоятельствами, только из-за
собственного малодушия, хотя внешне все в
ершалаимских сценах совершается по его
приказу».
Он бы ни в коем случае не спас Иешуа, но мог
бы попытаться. Сделав эту попытку, П
изменил бы путь своей души. Но этого не
произошло, и в результате ему пришлось
сидеть на скале. В Швейцарских горах есть «Скамья
Пилата». По легенде, в полнолуние, особенно
в пт, можно увидеть П на скале.
П и философ. Мигрень (гемикрания) П
усиливается от солнца и луны. Он был рожден
не для света или мрака, а для мира и покоя.
Он сидит и мучается. Желает видеть
философа, «когда спит, то видит одно и то же
– лунную дорогу, и хочет пойти по ней и
разговаривать с арестантом Га-Ноцри»… И
когда его желание станет очень сильным, он
будет допущен в свет.
Но ни свет, ни тьма, а, возможно, и сам
Создатель ничего не могут сделать для душ
умерших без просьбы живых. Молитва живого
поможет изменить путь души умершего два
дня в году: в Прощеное вс и Родительскую сб,
когда молитвы доходят лучше всего. 2 тысячи
лет мучится мигренью и желанием ПП, и Иешуа
тоже хочет с ним говорить. Но они должны
ждать человека, который освободит П.
И вот, наконец, Мастер кричит: «Свободен!»
Протягивается лунная дорожна, и П бежит по
ней. Но Христа на дорожке нет, т.к. еще не
звонили колокола на Всенощную.
«Рукописи не горят», - говорит В. Горит
бумага, и когда она сгорает, рукопись
делается неразличимой для живых. Но мысль
сохраняется в Космосе. Рукопись сама не
волновала ни П, ни Иешуа, они ждали ее для
себя. В знает содержание, Азазелло
цитирует ее Маргарите. Отдавая рукопись
Мастеру, В смотрит сквозь нее, т.к. знает ее
наизусть. Иисус тоже знает, посылает Левия
Матвея передать В, чтобы он взял Маргариту
с Мастером. ПП «прочел ваш роман».
Мастер. Путь Мастера сложен. Он был рожден
и жил для света. Когда он услышал рассказ И.Бездомного,
он сразу понял, кто был собеседником
Берлиоза. Мастер получил подтверждение,
что все, о чем он писал, правда. «Но до чего
мне досадно, что встретились с ним вы, а не
я!» – говорит он И.Б.
Но когда он наконец встретился с В, ему
неприятно видеть его: «…Гораздо спокойнее
было бы считать вас плодом галлюцинации».
«Ну, что же, если спокойнее, то и считайте, -
вежливо ответил В». Мастер принадлежит к
свету, В понимает и не обижается.
Мастер явно ревнует Маргариту к силам тьмы
в лице Азазелло. Маргарита принадлежит
тьме, она ведьма от рождения, свет ей ни к
чему.
В разговоре с В на балюстраде Пашкова дома,
«одного из самых красивых зданий в Москве»,
Левий Матвей говорит: «Он не заслужил
света, он заслужил покой». Почему? В
разговоре с головой Берлиоза на балу В
говорит, что «каждому будет дано по его
вере». Мастер допускает бестактность.
Последними словами Иешуа в заключении
были те, что трусость – один из самых
больших пороков (как 11 заповедь). Мастер
пишет: «Нет, философ, я тебе возражаю: это
самый страшный порок». Но, во-первых,
возражать Иисусу неприлично. Во-вторых,
если Мастер посчитал трусость самым
большим пороком, то он подписал себе
приговор, ибо струсил. Движимый страхом, он
сжигает рукопись. Маргарита ждала его, а он
вышел из заключения и схоронился в
сумасшедшем доме. Доктор Стравинский
фактически спрятал его: тот не сумасшедший.
Мастер поддерживает легенду. Он не дал
даже знать о себе Маргарите. Она готова
умереть за него, ничего не боится – только
его молчания. Перед встречей с Азазелло
она увидела Мастера во сне. И в А.саду ее
мысли все возвращаются к нему: «Если ты
сослан, то почему же ты не даешь знать о
себе?.. Ты разлюбил меня? Нет,.. не верю.
Значит, ты был сослан и умер… Уйди из моей
памяти, тогда я стану свободна». Мастер
говорит В: «Она образумится, уйдет от меня…
- Не думаю, - сквозь зубы сказал В…»
Маргарита стала ведьмой с горя.
Мастер не за служил света, т.к. человека
судят по его моральным принципам. «Покой»
– это третий мир. Восходит к «Аду» Данте,
песне 4. Там есть такой эпизод. В первом
круге, где нет настоящей тьмы, в сумеречном
мире Динте вдруг видит свет. Это
оказывается озаренный светом замок, в
котором по двору гуляют мудрецы, художники.
Этот свет – человеческий, свет разума. Мир
покоя, мир творчества. У Фета этот мотив
связан с образом священной весны. После
Фета этот образ мира, вечной весны
разрабатывал один из его учеников, К.Р.
Близко к этому образу подходит мотив
соловьиного сада у Блока.
Маргарита. Весеннему балу полнолуния
нужна королева, а т.к. В – холостяк, то она
должна быть приглашенной. Масса
условностей: королева смертна, должна
определить, кого простить, умна, добра (сердце
подскажет, кого простить), ведьма, носит
имя Маргарита и является местной
уроженкой.
Почему Маргарита? Обычно это связывается с
«Фаустом». Вынося цитату из Гете в эпиграф,
Булгаков рассчитывал, что читатель пойдет
по ложному следу. У Гете Маргарита –
соблазненная невинность, больше ничего. Ее
образ, по существу, отразился в образе
Фриды. Но булгаковская Маргарита никак не
может быть названа святой невинностью. Ее
энергия, когда она била стекла в Драмлите,
смутила даже В («А зачем же было самой-то
трудиться?») Да и Мастер – не Фауст, он
принадлежит свету.
«Маргарита» – «жемчужина» (греч.). Жемчуг
– символ чистоты и слез. Аналогом жемчуга
среди драгоценных камней был алмаз (не
бриллиант!) (тоже символ чистоты и слез).
Коровьев называет Маргариту «алмазная
донна». Аналог в растительном мире –
ландыш (вазочка с ландышами на столике в
подвале – в честь ее имени).
Обязанности. Она должна выбрать, кого
простить, но не должна об этом знать. За ней
наблюдают, и как только она сделает выбор,
начнут всячески мешать и смущать. Она
должна побороться за душу. Сначала ее
пытается отвлечь Бегемот. Когда В
предлагает ей награду, она говорит о Фриде.
Ее снова начинают морочить, но В быстро
сдается. Она сама должна это сделать.
В скандинавских мифах есть образ Большой
Марго. На картине «Большая Марго» Бройгеля-старшего
она стоит с обнаженным мечом на фоне огня,
направленным к аду. Она из рода валькирий.
Дева-воительница, которая должна вырвать
душу, очень похожа на Богоматерь.
Мир - магнит-подкова с неразделенность
полюсов. Все, что связано с мотивом Голгофы.
Когда Х изнемог на кресте, он обратился к
Богу-отцу, чтобы тот избавил его от этой
земной юдоли. И тогда «тьма, пришедшая с о
Средиземного моря, накрыла ненавидимый
прокуратором город» Ершалаим и раздался
удар молнии. Брат пришел на помощь брату.
Туча увела Иешуа. Роли были распределены,
тьма также появляется на сцене. Это
величайшая мистерия.
Афраний. Кто в романе Мастера тьма? В не
выносит света и вряд ли мог присутствовать
при разговоре Иешуа с Пилатом. Вероятно,
это был кто-то из его свиты. Скорее всего,
это Афраний, начальник тайной полиции.
Поэтому он и торчит в провинции, удивляя
Пилата. Афраний ждет Голгофы. Именно он
будет с Иешуа до его смерти (и констатирует
смерть), он сообщит об этом Пилату,
займется убийством Иуды.
Б.С пишет, то помимо очевидного
функционального подобия связь между
Афранием и Фаготом устанавливается на
основе соответствия их имен:
изобретателем фагота был итальянский
монах Афранио. Похожи они и внешне. Сходны
отдельные эпизоды с их участием.
Нераздельность света и тьмы. Если на улице
встретятся рожденный для света и
рожденный для тьмы, они притянутся друг к
другу как полярные полюса. Образуются
малые магниты в большом. Их союз
нерасторжим.
По Булгакову, служишь ли ты тьме или свету,
ты все равно служишь мирозданию. По
большому счету, это неважно. «Часть той
силы» – Гете имеет в виду силу тьмы, это
чистая казуистика, чтобы обмануть Фауста.
У Булгакова эти слова меняют свой смысл.
Для конкретной души важно, кому служить.
«Лунная дорожка». По легенде, с первым
ударом колоколов на Всенощную с неба
спускается лестница. Христос с апостолами
должны обойти всю землю. Но в книге на ней
никого нет, т.к. действие происходит за
несколько мгновений до колоколов.
Нечистая сила провалится в мрак, Мастер и
Маргарита уйдут и тоже не увидят. Лишь И.Б.
во сне.
Источник – картина В.Ермоловой «Перед
восходом солнца» (1935 год). В ней к лунной
дорожке движутся две фигуры в греческих
тогах.
Маленький магнит. Мастер и Маргарита
случайно встретились на улице. Мастер был
женат, а потом в разговоре с И.Б. даже не мог
вспомнить имени жены. Маргарите было
стыдно обманывать мужа.
Именно после встречи у Мастера пошла
работа над романом. Именно Маргарита
назвала его Мастером.
Их потянула сила, неведомая им самим.
Ранняя весна, Великий Пост, около марта. У
Маргариты – мимозы. Мастер говорит: «Я
розы люблю», - цветок Христа и Богоматери.
Мимозы – символ трусости, обмана и вины.
Отшатываясь от мимозы, Мастер не хочет
принимать такого будущего. Однако когда
Маргарита выбрасывает цветы, он их
поднимает.
Сюжет и композиция.
Глава 1 – завязка. Так обычно начинаются
философские романы.
Глава 12 – кульминация 1 части.
Глава 13 – впервые. Очень поздно,
появляется Мастер – заглавный герой
романа.
Глава 19 – явление Маргариты.
Глава 23 – кульминация II части.
Далее идет длинная развязка и эпилог.
Главный персонаж I части – И.Б., II части –
Маргарита.
И.Бездомный. Молодой поэт, недостаточно
образованный. Ему и в голову не приходило,
что настоящие поэты на заказ не пишут. Он
порождение своей эпохи.
У него есть иррациональное знание, что
Христос существует, вера в Бога. И.Б. не в
силах понять, что Христа нет. И в поэме
Иисус «получился ну совершенно как живой,
хотя и не привлекающие к себе персонаж».
Смерть Берлиоза потрясла его и привела к
мысли, что консультант – сила тьмы. Иконка
и свеча – детская, но верная реакция.
Купание – символ крещения, отрепья –
преображения, перемена одежды – перемена
знаков в душе.
Его сон, где он видит казнь Иешуа – ответ
свыше на вопрос, что было дальше.
И.Б. остается в этой жизни как ученик
Мастера.
Тройственность образа Маргариты. 1 –
королева бала, некий карнавальный аналог
Богоматери (символ апокрифического
сошествия Богоматери в ад); не смея
поклониться Богоматери, осужденные
поклоняются Маргарите. 2 – верная подруга
Мастера, символ веры. 3 – для И.Б. – род
Прекрасной Дамы, ведущее начало, и ведет он
в свет. Если бы И.Б. при прощании с Мастером
не задал вопроса о Маргарите, он не стал бы
его учеником. Маргарита целует его в лоб, и
только тогда Мастер называет его учеником
(без благословения Маргариты это
невозможно).
И.Б. до конца романа остается учеником.
Беспокойство – раз в году на Страстной
неделе. Почему он останавливается около
арбатского особнячка – сам не знает. Видит
сны: казнь Иешуа, лунную дорожку с фигурами,
Маргариту, целующую его.
Бездомный останется в учениках, пока не
встретит некую женщину – то, которую
должен. И тогда станет Мастером.
Атеисты. По малому счету, очень важно, кому
служить. Жизнь атеистов – мертвая жизнь в
реальном теле, ограниченном физическими
функциями. Душа же возвращается в
состояние первородного хаоса, он выпадает
из Вселенского магнита. В и Иешуа ничего не
могут сделать, поэтому и не беспокоятся.
Жанр. Сатирический роман. Роман о сути
искусства и о судьбе художника, тема
трагической судьбы художника и
пророческого назначения. Философский.
Фантастический. Роман-миф (или
апокрифическая история).
Многоплановость изображения. 3 плана:
современность; философско-фантастический
с разыгрыванием спектакля темных сил;
мифическо-исторический (Ершалаим).
Их объединяет общая концепция мироздания.
В конкретном плане – время действия (Страстная
неделя) и идея карнавала. Он становится
основой романа. И.Б. в кальсонах – карнавал;
то, что он просит послать мотоциклистов –
тоже; сон Н.И.Босого о судебном процессе;
самодвижущийся костюм. Переряжение –
разоблачительный мотив (срывает покровы,
обнажает сущность). Если С.Лиходеев в
подштанниках смешон, то Мастер в кальсонах
трагичен. Голые дамы после Варьете смешны,
Маргарита на щетке прекрасна. Смена одежды
выявляет сущность.
Карнавальное начало затрагивает даже
стилистику. В Эпилоге Семплияров (акустическая
комиссия – подслушивающие устройства)
назначен зав.грибнозаготовочным пунктом
– нач.концлагеря.
Образ огня многозначен. Тот, что горит в
камине В – адский огонь. Но образ В связан
также и с тем, что сходит на землю в виде
молний. Есть также идея очистительного
огня, выжигающего все: Бегемот и Коровьев,
сгорает также кв.№50 (люди пропадали –
аресты). После того, как нечистая сила
пожила там, провела бал, ясно, что человеку
там жить нельзя. Дважды сгорает рукопись
Мастера, сгорает подвал. Но Азазелло,
поджигая подвал, говорит любопытную фразу:
«Огонь, с которого все началось». Огонь как
первоисточник жизни, именно таким огнем 2
раза сгорает рукопись.
Проблема повествователя. По «Белой
гвардии» и «Собачьему сердцу» видно, что
Булгаков с легкостью имитировал различные
стили. «МиМ» написан стилистически ровно,
наподобие ритмизированной прозы. Ритм
основан на повторах. Единая ритмика,
единые интонации, единая спокойная манера
повествования, так что даже 4 главы о
смерти Иешуа написаны в той же манере.
Однако эти 4 главы принадлежат разным
лицам: 1 рассказывает Воланд, 2 – сон И.Б., 3-4
– из романа Мастера. В них нет различий.
Что следует? Является ли повествователь и
Мастер одним лицом? По сюжету – нет. Мастер
уходит, а писатель остается на земле.
Повествователь – писатель-классик, но с
другой стороны в его речи очень много
устных обращений. Повествование похоже на
устную речь человека, привыкшего много
писать. Кто же писатель? Писатель нигде сам
не называет Бога по имени, только его
персонажи. В то же время Мастер пишет роман
именно о Иешуа. 2 романиста, 1 принадлежит
свету, другой – тьме. Они вместе и создают
картину мироздания. Мастер избегает
упоминаний «черт» и т.п.
Роман Мастера – евангелие от ПП. Писатель
пишет нечто вроде евангелия от Воланда. 2
апокрифа и 2 автора, и только вместе они
дадут объективную картину.