Катерина и Варвара. Сравнительная характеристика героинь драмы А. Н. Островского «Гроза»

Разделы

Литература     Сочинения    Биографии   Библиотека
Топики по английскому
География
Физика        Кроссворды      Опыты          Биографии
Химия                    Опыты        Кроссворды Шпаргалки
Экзамен
Программы

Информация о школе

Учителя
  Выпускники
Герб
Фото школы

Разное

Об авторе
Гостевая
Форум
Новости сайта

S1226 > Литература > Сочинения  > А. Н. Островский

 

Драма Александра Николаевича Островского «Гроза» — самое значительное и итоговое произведение первой половины творчества писателя. В «Грозе» Островский возвратился к своей излюбленной тематике, к изображению семейно-бытового конфликта его внутреннем драматическом развитии, довел до решительной развязки и тем самым впервые вышел за пределы комедийного жанра. В «Грозе» драматург нашел характер более значительный, чем в предыдущих пьесах. Однако подобными же свойствами отличается и другая героиня пьесы, Варвара, которая умеет в своей любви к друг у активно и смело обойти прямолинейные запреты домостроевского мира. Но Варвара мелка в чувствах и запросах. Катерина же обладает не только силой, но и глубиной пере-яйй, вытекающих из ее нравственной незаурядности, и, прежде всего, из ее смутных и неосознанных романтических стремлений. В разговоре с Варварой открывается душа Катерины «Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела». Эти стремления Катерины получили развитие еще до замужества, в патриархально-купеческих условиях ее воспитания. Мать в Катерине «души не чаяла», «полон дом был странниц и богомолок», «цветов было много, много», часто в церковь ходили дома «по бархату золотом» вышивали... Эта обстановка дала широкий простор мечтательности девушки, мечты ее окрашивались в тона религиозной экзальтации. Однако эти условия содействовали и тому, что в осознании Катерины прочно укладывались и укреплялись нормы патриархальной покорности, подкрепленной авторитетом религии. Разбудив в Катерине религиозно-романтическую мечтательность, патриархальная домостроевщина сыграла с ней злую шутку. Мать девушки была убеждена, что Катерина «будет любить всякого мужа», и, польстившись на выгодный брак, выдала ее без любви в семью Кабановых. Но эта семья совершенно иной закалки, здесь все выполняется не от души, а «из-под неволи». Вот Варвара привыкла жить в такой атмосфере. Она обманывает мать, не испытывая ни малейшего угрызения совести. Внешне Варвара подчиняется власти Кабанихи, но внутри — она протестует. Причем она не считает зазорной эту двойную Жизнь — привыкла. «Ну, а ведь без этого (обмана) нельзя... У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало»,— учит она Катерину. Варвара прекрасно усвоила уроки матери-ханжи и лицемерки. Катерина же тяготится той атмосферой, в которой вынуждена жить... Она не любит недалекого и слабовольного мужа, пре-3Ирает злобную и сварливую свекровь. Неминуемо ее романтические устремления должны были найти и нашли выход, страстно влюбилась в Бориса. Вначале она стремилась давить в себе греховное чувство, но, не сумев противостоять ^У> тяжело и искренне переживает измену мужу. Катерина полна страха перед содеянным грехом, но не л кого суда она боится. Грозу Катерина воспринимает как Божью кару, поэтому ждет от нее смерти. И страшно вдвойне умереть без покаяния, поэтому «перед всем миром» признается, «мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлю 6 перед Богом такая, какая я здесь... — вот что страшно! Что меня на уме-то! Какой грех-то! Страшно вымолвить!» Варвара же боится одного — прозябать от скуки. У Нее совершенно иная «философия»: «А что за охота сохнуть-то! Хот умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся Так какая же неволя себя мучить-то!» Она живет по довольно своеобразным правилам, но ее судить трудно, мать вынуждает Варвару врать и скрываться. Ханжество Кабанихи, ее вечные запреты толкают Варвару на этот путь. Катерина сама кается Тихону в совершенном грехе, ее порыв к свободе, стремление хотя бы ценой жизни вырваться из домостроевской тюрьмы оказывается сильнее чувства долга. Катерина готова бежать с Борисом, вот только он ее не берет. Оставленная возлюбленным, Катерина предпочитает смерть возвращению к мужу в семейную кабалу. Совершенно иная ситуация у Варвары. Она свободна от обязательств, ничего не связывает ее с семьей, кроме неприятных воспоминаний, нет родственной привязанности, чувства дочерней благодарности, поэтому она спокойно уходит с Кудряшом, не заботясь о последствиях. Островский вывел на сцену два противоположных характера, указав пути из «темного царства». Зрителю ближе, вероятно, «бегство» Варвары, чем уход Катерины. Она избрала слишком суровый путь, но у нее не было другого выхода. 

Поиск: на

Автор проекта: Богомолов Федор

Rambler's Top100

Hosted by uCoz