Изображение народа в поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Разделы

Литература     Сочинения    Биографии   Библиотека
Топики по английскому
География
Физика        Кроссворды      Опыты          Биографии
Химия                    Опыты        Кроссворды Шпаргалки
Экзамен
Программы

Информация о школе

Учителя
  Выпускники

Разное

Об авторе
Гостевая
Новости сайта

S1226 > Литература > Сочинения  > Н. А. Некрасов

 

Кому на Руси жить хорошо" - поэма-эпопея. В центре ее -
изображение пореформенной России. Некрасов писал поэму в течение
двадцати лет, собирая материал для нее "по словечку". Поэма
необычайно широко охватывает народную жизнь. Некрасов хотел
изобразить в ней все социальные слои: от крестьянина до царя. Но, к
сожалению, поэма так и не была закончена - помешала смерть поэта.
Главная проблема, главный вопрос произведения уже ясно виден в
заглавии "Кому на Руси жить хорошо" - это проблема счастья.
Поэма Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" начинается с вопроса:
"В каком году - рассчитывай, в какой земле - угадывай". Но не трудно
понять, о каком периоде говорит Некрасов. Поэт имеет в виду реформу
1861 года, по которой "освободили" крестьян, а те, не имея своей
земли, попали в еще большую кабалу.
Через всю поэму проходит мысль о невозможности так жить дальше, о
тяжелой крестьянской доле, о крестьянском разорении. Этот мотив
голодной жизни крестьянства, которого "тоска-беда измучила" звучит с
особой силой в песне, названной Некрасовым "Голодная". Поэт не
смягчает красок, показывая нищету, грубость нравов, религиозные
предрассудки и пьянство в крестьянском быту.
Положение народа с предельной отчетливостью рисуется названием тех
мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели: уезд Терпигорев,
Пустопорожняя волость, деревни Заплатово, Дырявино, Разутово,
Знобишино, Горелово, Неелово. В поэме очень ярко изображена
безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа. "Мужицкое счастье, -
с горечью восклицает поэт, - дырявое с заплатами, горбатое с
мозолями!" Как и прежде, крестьяне - люди "досыта не едавшие,
несолоно хлебавшие". Изменилось только то, что "теперь их вместо
барина драть будет волостной".
С нескрываемым сочувствием относится автор к тем крестьянам,
которые не мирятся со своим голодным бесправным существованием. В
отличие от мира эксплуататоров и моральных уродов, холопов вроде
Якова, Глеба, Сидора, Ипата лучшие из крестьян в поэме сохранили
подлинную человечность, способность к самопожертвованию, душевное
благородство. Это Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Яким
Нагой, Ермил Гирин, Агап Петров, староста Влас, семь
правдоискателей и другие. У каждого из них своя задача в жизни, своя
причина "искать правду", но все они вместе свидетельствуют о том, что
крестьянская Русь уже пробудилась, ожила. Правдоискателям видится
такое счастье для русского народа:
Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай Господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно, весело
На всей святой Руси!
В Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного
правдолюбца, крестьянского "праведника". Яким живет той же
трудолюбивой нищенской жизнью, как и все крестьянство. Но он
отличается непокорным нравом. Яким честный труженик с большим
чувством собственною достоинства. Яким и умен, он прекрасно
понимает, почему крестьянин так убого, так плохо живет. Это ему
принадлежат такие слова:
У каждого крестьянина
Душа, что туча черная,
Гневна, грозна - и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям,
А все вином кончается.
Примечателен и Ермил Гирин. Грамотный мужик, он служил писарем,
прославился на всю округу справедливостью, умом и бескорыстной
преданностью народу. Примерным старостой показал себя Ермил, когда
народ выбрал его на эту должность. Однако Некрасов не делает из него
идеального праведника. Ермил, пожалев своего младшего брата,
назначает в рекруты сына Власьевны, а затем в порыве раскаяния чуть
не кончает жизнь самоубийством. История Ермила завершается
печально. Он посажен в тюрьму за свое выступление во время бунта.
Образ Ермила свидетельствует о таящихся в русском народе духовных
силах, богатстве моральных качеств крестьянства.
Но лишь в главе "Савелий - богатырь святорусский" крестьянский
протест превращается в бунт, завершающийся убийством угнетателя.
Правда, расправа с немцем-управляющим носит пока стихийный
характер, но такова была действительность крепостного общества.
Крестьянские бунты возникали стихийно как ответ на жестокие
притеснения крестьян помещиками и управляющими их имений.
Не кроткие и покорные близки поэту, а непокорные и смелые бунтари,
такие как Савелий, "богатырь святорусский", Яким Нагой, чье
поведение говорит о пробуждении сознания крестьянства, о
накипающем протесте его против угнетения.
Некрасов писал об угнетенном народе своей страны с гневом и болью.
Но поэт сумел заметить "искру сокрытую" могучих внутренних сил,
заложенных в народе, и смотрел вперед с надеждой и верой:
Рать поднимается
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая.
Крестьянская тема в поэме неисчерпаема, многогранна, вся образная
система поэмы посвящена теме раскрытия крестьянского счастья. В
этой связи можно вспомнить и "счастливую" крестьянку Корчагину
Матрену Тимофеевну, прозванную за особое везение "губернаторшею",
и людей холопского звания, например, "холопа примерного Якова
верного", который сумел-таки отомстить своему барину-обидчику, и
работящих крестьян из главы "Последыш", которые вынуждены ломать
комедию перед старым князем Утятиным, притворяясь, что не было
отмены крепостного права, и многие другие образы поэмы.
Все эти образы, даже эпизодические, создают мозаичное, яркое
полотно поэмы, перекликаются друг с другом. Этот прием был назван
критиками полифонией. Действительно, поэма, написанная на
фольклорном материале, создает впечатление русской народной песни,
исполняемой на многие голоса.

Поиск: на

Автор проекта: Богомолов Федор

Rambler's Top100

Hosted by uCoz