Композиция цикла "На поле Куликовом" (А .Блок, 1908)  

  S1226 > Литература > Сочинения > Разное

 

Композиция цикла "На поле Куликовом" (А .Блок, 1908)

"На поле Куликовом" - цикл в цикле "Родина", главная тема которого - Россия. В этом цикле, состоящем из 5 стихотворений, Блок обращается к истории России, к битве с татарами на Куликовом поле (инверсия в заглавии не случайна). Куликовская битва - символическое событие, смысл которого люди поймут спустя много времени после того, как оно произошло: "Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди." (из примечания Блока). История повторяется; в этом цикле прошлое и настоящее как бы пересекаются, создается впечатление, как будто современный (Блоку) человек попал в прошлое.
Одним из связующих звеньев этого цикла является образ лирического героя: Блок описывает состояние героя "накануне", размышления накануне битвы, процесс мужания. Интересно проследить, как меняется (эволюционирует) образ мышления лирического героя. В первом стихотворении лирический герой восклицает:

О Русь моя! Жена моя,

- для лирического героя она - самое дорогое, неотделимое ("половина" для героя). Русь помогает ему обрести свое "я", определить свой путь:

Наш путь степной, наш путь в тоске безбрежной,
В твоей тоске, о Русь!

Лирический герой готов погибнуть за свою родину (2-е стихотворение):

Я не первый воин, не последний...
Помяни же раннею обедней
Мила друга, светлая жена!

Лирический герой чувствует свою внутреннюю связь с Родиной ("светлой женой"):

Слышал я Твой голос сердцем вещим
В криках лебедей.

Русь одновременно и самое святое (3-е стих.), чему поклоняется, служит лирический герой:

Был в щите твой лик нерукотворный
Светел навсегда.

Интересно, как меняются лики этого образа: сначала - картина русской природы (1-ое четверостишие 1-ого стих.), потом Русь - жена и, наконец, родина святая. Святость Руси подчеркивается Блоком на протяжении всего цикла: 1-ое: "святое знамя" 2-ое: "святое дело", "ранняя обедня" 3-е: "светел навсегда" (Родина заменила поэту образ Прекрасной Дамы из первого тома, поэтому встречаются эпитеты, характерные для Прекрасной Дамы, особенно это заметно в 3-ем стихотворении - апофеозе чувств лирического героя к Руси). 4-е: "Явись, мое дивное диво, /Быть светлым меня научи" 5-е: "Битва чудная", "молись." Лирический герой не сразу "под игом ущербной луны" приходит к пониманию своего назначения:

Не знаю, что делать с тобою,
Куда мне лететь за тобой.
Он просит помочь:
Явись, мое дивное диво!
Быть светлым меня научи.

И в 5-м стихотворении:


Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.

Интересно, что 1-ое стихотворение оканчивается четверостишием, в котором тоже есть слово "сердце":

Из сердца кровь струится,
Плачь, сердце, плачь.

Но, в отличие от многих других произведений Блока, в этом цикле нет кольцевой композиции. В первом стихотворении призыв к сердцу, а в пятом этот призыв воплотился в жизнь. Важно, что на протяжении всего цикла подчеркивается единство истории, людей и природы, не случайно:

Недаром тучи собрались.

Даже животные живут той же жизнью, что и люди: 1-ое: стремительное движение:

Домчимся
Летит, летит степная кобылица,
И нет конца. Мелькают версты, кручи,
Степная кобылица несется вскачь.

За Непрядвой лебеди кричали,
И опять, опять они кричат.

Лебеди в стихотворении (и в цикле) появляются не случайно: 1. святость чувства поэта к родине подчеркивается образами лебедей, всегда символизировавших верность и чистоту. 2. этот образ несет еще одну смысловую нагрузку - чувство смятения, тревоги. Лебедям, "покровительствующим" русскому войску, противопоставлены орлы:

Орлий клекот над татарским станом
Угрожал бедой.

Контраст - один из основных приемов данного цикла (русские - татары):1-ое: святое знамя - ханской сабли сталь 2-ое: поганая орда - светлый стяг 3-ье: тучей черная орда - Лик светел навсегда (заметны параллели со "Словом о полку Игореве").
Интересно, что первое стихотворение - движение: несется кобылица 2-ое: в полночь стали (размышление)3-ье: и покой, и движение (покой в смысле недвижения) 4-ое: движение
5-ое: размышление Часто в цикле встречаются повторы слов, что тоже создает композиционное единство (4-ое и 5-ое стихотворения начинаются словами "опять". Композиционное единство создается также некоторыми деталями: действие происходит на Куликовом поле, в степи, упоминается не один раз река Непрядва, татарские орды. Первые четыре стихотворения - пред битвой. Последовательность времени действия: 1-ое: закат и ночь: "Мгла ночная, зарубежная" 2-ое: полночь 3-ье: ночь: "Темное поле, ночное поле; перед Доном темным и зловещим" 4-ое: ночь: "Во мглистой ночной вышине, ущербная луна" 5-ое:

Опять над полем Куликовым
Взошла и расточилась мгла,
И, словно облаком суровым,
Грядущий день заволокла.

Света нет, вокруг - мгла и туман (время действия недень). В цикле есть и светлые образы: 1-ое: озарим кострами, блеснет, святое знамя 2-ое: светлый стяг 3-ье: лик светел, серебром волны блеснула, в одежде, свет струящей 4-ое: светлые мысли, пожар над Русью, ущербная луна 5-ое: молния боевая Таким образом, светло только то, что связано с образом Руси.
Часто в циклах Блока первое стихотворение задает мотивы всему циклу, так произошло и здесь: мотивы первого стихотворения ("Река раскинулась. Течет, грустит лениво...") получат свое дальнейшее развитие в этом цикле: 1. представление о Руси как о своей жене. 2. путь лирического героя и др. (важное местоимение "мы" - лирический герой чувствует свое единство не только с родиной, природой, но и с другими людьми).3. мгла, время действия - ночь. Костры (часто образ России сопровождается образами пожаров, огня).4. Представление о России как о святой земле 5. Место действия - степь (растет ковыль - 1-ое и 4-ое стих.) 6. Мотив тоски (1-ое и 4-ое стих.)7. Тучи (испуганные в первом стихотворении, вольные в четвертом, собрались над вражьим станом в пятом).8. Тема боя 9. кони (степная кобылица - в первом; не спугнув коня - в 3-ем, степных кобылиц - в 4-ом и т.д. 10. чувство тревоги (плачь, сердце, плачь), единства судьбы.
Цикл "На поле Куликовом" выдержан в логической последовательности, стихотворениям этого цикла характерны одни мотивы (которые в каждом стихотворении по-разному трактуются), лирический герой проходит в этом цикле определенный путь к окончательному пониманию единства своей судьбы с судьбой России ( не случайно: "не может сердце жить покоем" - лирический герой понял это не только разумом, но и сердцем, т.е. всем своим существом). Некоторые образы этого цикла Блок заимствовал из "Сказаний о Мамаевом побоище" (помимо темы). Важно, что в этом цикле Блок говорит "Русь" (а не "Россия"), ибо это не только следование историческим реалиям. Тяготение к циклизации было характерно для поэтов-символистов, и Блока в том числе. Блок сам выстраивал свои циклы, в соответствии с темами, но не датами: последнее стихотворение цикла написано в декабре 1908, а следующие стихотворения (уже не входящие в цикл) были написаны раньше - в октябре и ноябре, что свидетельствует о глубокой продуманности композиции цикла "На поле Куликовом".

 

Поиск: на

Copyright by flantru © 2002-2004. При использовании материалов ссылка на наш сайт обязательна.

Rambler's Top100

Hosted by uCoz