Анализ произведения "Мастер и Маргарита" (часть вторая)

Разделы

Литература     Сочинения    Биографии   Библиотека
Топики по английскому
Физика        Кроссворды      Опыты          Биографии
Химия                    Опыты        Кроссворды Шпаргалки
Экзамен
Программы

Информация о школе

Учителя
  Выпускники

Разное

Об авторе
Гостевая
Новости сайта

S1226 > Литература > Сочинения  > М. А. Булгаков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ъ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовка бала и все остальное требует много сил и от Воланда, и от его свиты. Воланду мучительно праздновать: ведь это праздник света, а он мрак. Ему не хочется, у него болит нога, но он должен провести его.
После всех дел нужно мальчиков отпустить отдохнуть, поразвлечься. Этот день – последний, что Бегемот и Коровьев вместе. Т.ч. они празднуют и расставание. Ударяются в загул: гастроном, Грибоедов.
Мотив рыбы. В главе 28 все настойчивее звучит мотив рыбы (сельдь в Торгсине, семга, когда они предстают перед Воландом). Знак рыбы – знак Христа, он означает, что Коровьев отправляется туда, куда Бегемоту вход заказан.
Проблема выбора и проблема соотношения сознательного выбора и предназначения связана в первую очередь с образом ПП. ПП был человеком незаурядным. Незаконнорожденный, не римлянин, он сделал головокружительную карьеру благодаря своему таланту. Внук мельника стал прокуратором Иудеи.
По французской поэме XII века и другим источникам, он сын короля-звездочета. Тот находился далеко от дома и жены, когда звезды сказали ему, что ребенок, зачатый в данную ночь, будет великим. Единственной женщиной поблизости оказалась дочка мельника.
Единственные известные короли-звездочеты – это волхвы, поклонявшиеся младенцу-Иисусу. Какой парадокс: отец поклонился тому, кого сын отправит на смерть!
Иисус, как и Воланд, пытается искусить: «А ты бы меня отпустил, игемон», - говорит он. Но свет не такой мастер искушать, как мрак: «…Воланд может заморочить глаза и человеку похитрее», чем Берлиоз.
ИХ было предназначено другое –пройти жизненный путь человека и принять смерть. И если бы Пилат отпустил его, что могло бы случиться с человечеством и мировой историей! «…Она [жизнь] висит на волоске, знай это! – Не думаешь ли ты, что ты ее подвесил, игемон?»
Б.С.: «Пилат не в силах изменить ход событий, предопределенных независимыми от него обстоятельствами, только из-за собственного малодушия, хотя внешне все в ершалаимских сценах совершается по его приказу».
Он бы ни в коем случае не спас Иешуа, но мог бы попытаться. Сделав эту попытку, П изменил бы путь своей души. Но этого не произошло, и в результате ему пришлось сидеть на скале. В Швейцарских горах есть «Скамья Пилата». По легенде, в полнолуние, особенно в пт, можно увидеть П на скале.
П и философ. Мигрень (гемикрания) П усиливается от солнца и луны. Он был рожден не для света или мрака, а для мира и покоя. Он сидит и мучается. Желает видеть философа, «когда спит, то видит одно и то же – лунную дорогу, и хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом Га-Ноцри»… И когда его желание станет очень сильным, он будет допущен в свет.
Но ни свет, ни тьма, а, возможно, и сам Создатель ничего не могут сделать для душ умерших без просьбы живых. Молитва живого поможет изменить путь души умершего два дня в году: в Прощеное вс и Родительскую сб, когда молитвы доходят лучше всего. 2 тысячи лет мучится мигренью и желанием ПП, и Иешуа тоже хочет с ним говорить. Но они должны ждать человека, который освободит П.
И вот, наконец, Мастер кричит: «Свободен!» Протягивается лунная дорожна, и П бежит по ней. Но Христа на дорожке нет, т.к. еще не звонили колокола на Всенощную.
«Рукописи не горят», - говорит В. Горит бумага, и когда она сгорает, рукопись делается неразличимой для живых. Но мысль сохраняется в Космосе. Рукопись сама не волновала ни П, ни Иешуа, они ждали ее для себя. В знает содержание, Азазелло цитирует ее Маргарите. Отдавая рукопись Мастеру, В смотрит сквозь нее, т.к. знает ее наизусть. Иисус тоже знает, посылает Левия Матвея передать В, чтобы он взял Маргариту с Мастером. ПП «прочел ваш роман».
Мастер. Путь Мастера сложен. Он был рожден и жил для света. Когда он услышал рассказ И.Бездомного, он сразу понял, кто был собеседником Берлиоза. Мастер получил подтверждение, что все, о чем он писал, правда. «Но до чего мне досадно, что встретились с ним вы, а не я!» – говорит он И.Б.
Но когда он наконец встретился с В, ему неприятно видеть его: «…Гораздо спокойнее было бы считать вас плодом галлюцинации». «Ну, что же, если спокойнее, то и считайте, - вежливо ответил В». Мастер принадлежит к свету, В понимает и не обижается.
Мастер явно ревнует Маргариту к силам тьмы в лице Азазелло. Маргарита принадлежит тьме, она ведьма от рождения, свет ей ни к чему.
В разговоре с В на балюстраде Пашкова дома, «одного из самых красивых зданий в Москве», Левий Матвей говорит: «Он не заслужил света, он заслужил покой». Почему? В разговоре с головой Берлиоза на балу В говорит, что «каждому будет дано по его вере». Мастер допускает бестактность. Последними словами Иешуа в заключении были те, что трусость – один из самых больших пороков (как 11 заповедь). Мастер пишет: «Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок». Но, во-первых, возражать Иисусу неприлично. Во-вторых, если Мастер посчитал трусость самым большим пороком, то он подписал себе приговор, ибо струсил. Движимый страхом, он сжигает рукопись. Маргарита ждала его, а он вышел из заключения и схоронился в сумасшедшем доме. Доктор Стравинский фактически спрятал его: тот не сумасшедший. Мастер поддерживает легенду. Он не дал даже знать о себе Маргарите. Она готова умереть за него, ничего не боится – только его молчания. Перед встречей с Азазелло она увидела Мастера во сне. И в А.саду ее мысли все возвращаются к нему: «Если ты сослан, то почему же ты не даешь знать о себе?.. Ты разлюбил меня? Нет,.. не верю. Значит, ты был сослан и умер… Уйди из моей памяти, тогда я стану свободна». Мастер говорит В: «Она образумится, уйдет от меня… - Не думаю, - сквозь зубы сказал В…» Маргарита стала ведьмой с горя.
Мастер не за служил света, т.к. человека судят по его моральным принципам. «Покой» – это третий мир. Восходит к «Аду» Данте, песне 4. Там есть такой эпизод. В первом круге, где нет настоящей тьмы, в сумеречном мире Динте вдруг видит свет. Это оказывается озаренный светом замок, в котором по двору гуляют мудрецы, художники. Этот свет – человеческий, свет разума. Мир покоя, мир творчества. У Фета этот мотив связан с образом священной весны. После Фета этот образ мира, вечной весны разрабатывал один из его учеников, К.Р. Близко к этому образу подходит мотив соловьиного сада у Блока.
Маргарита. Весеннему балу полнолуния нужна королева, а т.к. В – холостяк, то она должна быть приглашенной. Масса условностей: королева смертна, должна определить, кого простить, умна, добра (сердце подскажет, кого простить), ведьма, носит имя Маргарита и является местной уроженкой.
Почему Маргарита? Обычно это связывается с «Фаустом». Вынося цитату из Гете в эпиграф, Булгаков рассчитывал, что читатель пойдет по ложному следу. У Гете Маргарита – соблазненная невинность, больше ничего. Ее образ, по существу, отразился в образе Фриды. Но булгаковская Маргарита никак не может быть названа святой невинностью. Ее энергия, когда она била стекла в Драмлите, смутила даже В («А зачем же было самой-то трудиться?») Да и Мастер – не Фауст, он принадлежит свету.
«Маргарита» – «жемчужина» (греч.). Жемчуг – символ чистоты и слез. Аналогом жемчуга среди драгоценных камней был алмаз (не бриллиант!) (тоже символ чистоты и слез). Коровьев называет Маргариту «алмазная донна». Аналог в растительном мире – ландыш (вазочка с ландышами на столике в подвале – в честь ее имени).
Обязанности. Она должна выбрать, кого простить, но не должна об этом знать. За ней наблюдают, и как только она сделает выбор, начнут всячески мешать и смущать. Она должна побороться за душу. Сначала ее пытается отвлечь Бегемот. Когда В предлагает ей награду, она говорит о Фриде. Ее снова начинают морочить, но В быстро сдается. Она сама должна это сделать.
В скандинавских мифах есть образ Большой Марго. На картине «Большая Марго» Бройгеля-старшего она стоит с обнаженным мечом на фоне огня, направленным к аду. Она из рода валькирий. Дева-воительница, которая должна вырвать душу, очень похожа на Богоматерь.
Мир - магнит-подкова с неразделенность полюсов. Все, что связано с мотивом Голгофы.
Когда Х изнемог на кресте, он обратился к Богу-отцу, чтобы тот избавил его от этой земной юдоли. И тогда «тьма, пришедшая с о Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город» Ершалаим и раздался удар молнии. Брат пришел на помощь брату. Туча увела Иешуа. Роли были распределены, тьма также появляется на сцене. Это величайшая мистерия.
Афраний. Кто в романе Мастера тьма? В не выносит света и вряд ли мог присутствовать при разговоре Иешуа с Пилатом. Вероятно, это был кто-то из его свиты. Скорее всего, это Афраний, начальник тайной полиции. Поэтому он и торчит в провинции, удивляя Пилата. Афраний ждет Голгофы. Именно он будет с Иешуа до его смерти (и констатирует смерть), он сообщит об этом Пилату, займется убийством Иуды.
Б.С пишет, то помимо очевидного функционального подобия связь между Афранием и Фаготом устанавливается на основе соответствия их имен: изобретателем фагота был итальянский монах Афранио. Похожи они и внешне. Сходны отдельные эпизоды с их участием.
Нераздельность света и тьмы. Если на улице встретятся рожденный для света и рожденный для тьмы, они притянутся друг к другу как полярные полюса. Образуются малые магниты в большом. Их союз нерасторжим.
По Булгакову, служишь ли ты тьме или свету, ты все равно служишь мирозданию. По большому счету, это неважно. «Часть той силы» – Гете имеет в виду силу тьмы, это чистая казуистика, чтобы обмануть Фауста. У Булгакова эти слова меняют свой смысл.
Для конкретной души важно, кому служить.
«Лунная дорожка». По легенде, с первым ударом колоколов на Всенощную с неба спускается лестница. Христос с апостолами должны обойти всю землю. Но в книге на ней никого нет, т.к. действие происходит за несколько мгновений до колоколов. Нечистая сила провалится в мрак, Мастер и Маргарита уйдут и тоже не увидят. Лишь И.Б. во сне.
Источник – картина В.Ермоловой «Перед восходом солнца» (1935 год). В ней к лунной дорожке движутся две фигуры в греческих тогах.
Маленький магнит. Мастер и Маргарита случайно встретились на улице. Мастер был женат, а потом в разговоре с И.Б. даже не мог вспомнить имени жены. Маргарите было стыдно обманывать мужа.
Именно после встречи у Мастера пошла работа над романом. Именно Маргарита назвала его Мастером.
Их потянула сила, неведомая им самим. Ранняя весна, Великий Пост, около марта. У Маргариты – мимозы. Мастер говорит: «Я розы люблю», - цветок Христа и Богоматери. Мимозы – символ трусости, обмана и вины. Отшатываясь от мимозы, Мастер не хочет принимать такого будущего. Однако когда Маргарита выбрасывает цветы, он их поднимает.
Сюжет и композиция.
Глава 1 – завязка. Так обычно начинаются философские романы.
Глава 12 – кульминация 1 части.
Глава 13 – впервые. Очень поздно, появляется Мастер – заглавный герой романа.
Глава 19 – явление Маргариты.
Глава 23 – кульминация II части.
Далее идет длинная развязка и эпилог.
Главный персонаж I части – И.Б., II части – Маргарита.
И.Бездомный. Молодой поэт, недостаточно образованный. Ему и в голову не приходило, что настоящие поэты на заказ не пишут. Он порождение своей эпохи.
У него есть иррациональное знание, что Христос существует, вера в Бога. И.Б. не в силах понять, что Христа нет. И в поэме Иисус «получился ну совершенно как живой, хотя и не привлекающие к себе персонаж».
Смерть Берлиоза потрясла его и привела к мысли, что консультант – сила тьмы. Иконка и свеча – детская, но верная реакция. Купание – символ крещения, отрепья – преображения, перемена одежды – перемена знаков в душе.
Его сон, где он видит казнь Иешуа – ответ свыше на вопрос, что было дальше.
И.Б. остается в этой жизни как ученик Мастера.
Тройственность образа Маргариты. 1 – королева бала, некий карнавальный аналог Богоматери (символ апокрифического сошествия Богоматери в ад); не смея поклониться Богоматери, осужденные поклоняются Маргарите. 2 – верная подруга Мастера, символ веры. 3 – для И.Б. – род Прекрасной Дамы, ведущее начало, и ведет он в свет. Если бы И.Б. при прощании с Мастером не задал вопроса о Маргарите, он не стал бы его учеником. Маргарита целует его в лоб, и только тогда Мастер называет его учеником (без благословения Маргариты это невозможно).
И.Б. до конца романа остается учеником. Беспокойство – раз в году на Страстной неделе. Почему он останавливается около арбатского особнячка – сам не знает. Видит сны: казнь Иешуа, лунную дорожку с фигурами, Маргариту, целующую его.
Бездомный останется в учениках, пока не встретит некую женщину – то, которую должен. И тогда станет Мастером.
Атеисты. По малому счету, очень важно, кому служить. Жизнь атеистов – мертвая жизнь в реальном теле, ограниченном физическими функциями. Душа же возвращается в состояние первородного хаоса, он выпадает из Вселенского магнита. В и Иешуа ничего не могут сделать, поэтому и не беспокоятся.
Жанр. Сатирический роман. Роман о сути искусства и о судьбе художника, тема трагической судьбы художника и пророческого назначения. Философский. Фантастический. Роман-миф (или апокрифическая история).
Многоплановость изображения. 3 плана: современность; философско-фантастический с разыгрыванием спектакля темных сил; мифическо-исторический (Ершалаим).
Их объединяет общая концепция мироздания. В конкретном плане – время действия (Страстная неделя) и идея карнавала. Он становится основой романа. И.Б. в кальсонах – карнавал; то, что он просит послать мотоциклистов – тоже; сон Н.И.Босого о судебном процессе; самодвижущийся костюм. Переряжение – разоблачительный мотив (срывает покровы, обнажает сущность). Если С.Лиходеев в подштанниках смешон, то Мастер в кальсонах трагичен. Голые дамы после Варьете смешны, Маргарита на щетке прекрасна. Смена одежды выявляет сущность.
Карнавальное начало затрагивает даже стилистику. В Эпилоге Семплияров (акустическая комиссия – подслушивающие устройства) назначен зав.грибнозаготовочным пунктом – нач.концлагеря.
Образ огня многозначен. Тот, что горит в камине В – адский огонь. Но образ В связан также и с тем, что сходит на землю в виде молний. Есть также идея очистительного огня, выжигающего все: Бегемот и Коровьев, сгорает также кв.№50 (люди пропадали – аресты). После того, как нечистая сила пожила там, провела бал, ясно, что человеку там жить нельзя. Дважды сгорает рукопись Мастера, сгорает подвал. Но Азазелло, поджигая подвал, говорит любопытную фразу: «Огонь, с которого все началось». Огонь как первоисточник жизни, именно таким огнем 2 раза сгорает рукопись.
Проблема повествователя. По «Белой гвардии» и «Собачьему сердцу» видно, что Булгаков с легкостью имитировал различные стили. «МиМ» написан стилистически ровно, наподобие ритмизированной прозы. Ритм основан на повторах. Единая ритмика, единые интонации, единая спокойная манера повествования, так что даже 4 главы о смерти Иешуа написаны в той же манере. Однако эти 4 главы принадлежат разным лицам: 1 рассказывает Воланд, 2 – сон И.Б., 3-4 – из романа Мастера. В них нет различий.
Что следует? Является ли повествователь и Мастер одним лицом? По сюжету – нет. Мастер уходит, а писатель остается на земле. Повествователь – писатель-классик, но с другой стороны в его речи очень много устных обращений. Повествование похоже на устную речь человека, привыкшего много писать. Кто же писатель? Писатель нигде сам не называет Бога по имени, только его персонажи. В то же время Мастер пишет роман именно о Иешуа. 2 романиста, 1 принадлежит свету, другой – тьме. Они вместе и создают картину мироздания. Мастер избегает упоминаний «черт» и т.п.
Роман Мастера – евангелие от ПП. Писатель пишет нечто вроде евангелия от Воланда. 2 апокрифа и 2 автора, и только вместе они дадут объективную картину.

 

Поиск: на

Автор проекта: Богомолов Федор

Rambler's Top100

Hosted by uCoz