"Слово" было
открыто собирателем древнерусской
письменности графом А.И. Мусиным-Пушкиным в
конце XVIII века. Сюжет: история - поход на
половцев князя Новгород-Северского Игоря
Святославича. События отражены в летописях:
Ипатьевской и Лаврентьевской. Согласно
Игнатьевской летописи Игорь пошел в поход 23
апреля 1185 года, вместе с сыном Владимиром и
племянником Святославом Ольговичем из
Рыльска. В пути к ним присоединился брат
Игоря Всеволод Святославич, князь Курский.
Начало похода сопровождается грозным
предзнаменованием - солнечным затмением 1
июля 1185 года; звери, идущие по пятам воинов,
тоже сулят беду; после удачной битвы Игоря с
его недавним союзником Кончаком на
рассвете в пятницу следующее утро вновь
предвещает беду: кровавые зори свет
застилают, черные тучи с моря хотят покрыть
4 солнца (т. е. русских князей). И., который
ставит честь выше жизни - и постоянно
говорит о том своим воинам, - в полном
согласии с автором "Слова"
воспринимает поражение как расплату за то,
что не содействовал общерусскому един-ству.
("Исторический" Игорь долго не
поддерживал союз кня-зей, то выступая
против половцев, то действуя заодно с ними;
не участвовал он и в победном походе
объединенного войска под водительством
Святослава Всеволодовича 1184 г. и пленении
хана Кобяка.) Именно поэтому в "Слове"
поведано о провидческом сне, приснившемся
Святославу Всеволодовичу, князю-объединителю,
который стремился усыпить зло, пробужден-ное
удельными князьями: будто в тереме его
доски без князька, т. е. без верхней опоры;
дом без конька не устоит. По существу, с тем
же мотивом единства Русской земли (залогом
которого служит единство семейно-родовое),
с той же метафорой обще-русского дома
связан и поэтичный плач жены Игоря, Ярослав-
пы, которая рыдает на крепостной стене в
Путивле, обращаясь к природным силам ("Ветер-ветрило!..
Днепр-Славутич!.. Светлое и тресветлое
солнце!..") с мольбой о помощи плененному
мужу. Обещая обратиться в кукушку "безвестную",
полететь по Дунаю, омочить шелковый рукав в
Каяле-реке, обтереть раны князя И., она
свидетельствует о свой неразрывной связи с
мужем о той жертвенной преданности семье,
которая контрастно оттеняет равнодушное
отношение русских князей, ковавших крамолу
и говоривших "брат брату: се мое, а то мое
же", к своим "семейным" обязанностям
по отношению к родной земле. Не случайно,
что лишь глубокое раскаяние в совершенной
"крамоле" возвращает Игорю надежду;
как природа в образе солнечного затмения
"заступала" ему дневной путь от
Русской зем-ли в землю половецкую, так
теперь Бог указывает ему дорогу сквозь ночь
"от великого Дону до малого Донца".
Носитель идеи чести, трагически переживший
позор (т. е. бесчестие), И. искупил свой "грех";
бегство князя из плена как бы
восстанавливает единство общерусского
дома - солнце снова на небе, ибо князь Игорь
снова в Русской земле.