ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ
(Рассказ. 1911)
Желтков Г. С. (видимо, Георгий
— «пан Ежий») — появляется в рассказе
лишь ближе к концу: «очень бледный, с
нежным девичьим лицом, с голубыми
глазами и упрямым детским подбородком с
ямочкой посредине; лет ему,
должно быть, было около тридцати, тридцати
пяти». Наряду с княгиней Верой
может быть назван главным героем рассказа.
Завязка конфликта — получение
княгиней Верой 17 сентября, в день своих
именин, письма, подписанного
инициалами «Г. С. Ж.», и гранатового
браслета в красном футляре.
То был подарок от незнакомого тогда Вере Ж.,
который семь лет назад
влюбился в нее, писал письма, потом по ее
просьбе перестал беспокоить, но
сейчас снова признавался в любви. В письме
Ж. объяснял, что старинный
серебряный некогда браслет принадлежал
его бабке, затем все камни были
перенесены на новый, золотой, браслет. Ж.
раскаивается в том, что прежде
«осмеливался писать глупые и дерзкие
письма» и добавляет:
«Теперь во мне осталось только
благоговение, вечное преклонение и
рабская
преданность». Один из гостей на именинах
развлечения ради преподносит
историю любви телеграфиста, П. П. Ж. (искаженное
Г. С. Ж.), к Вере в
комическом, стилизованном под бульварный
роман виде. Другой гость, близкий для
семьи человек, старый генерал Аносов
высказывает предположение: «Может быть,
это просто ненормальный малый, маньак
<...> может быть, твой жизненый путь,
Верочка, пересекла именно такая любовь, о
которой грезят женщины и на которую
больше не способны мужчины».
Под воздействием своего шурина муж Веры
князь Василий Львович Шеин
решает возвратить браслет и пресечь
переписку. Ж. поразил Шеина при встрече своей
искренностью. Ж., испросив разрешения у
Шеина, говорит по телефону с Верой, но
она тоже просит прекратить «эту историю».
Шеин чувствовал, что присутствует «при
какой-то громадной трагедии души». Когда
он сообщает об этом Вере, та
предсказывает, что Ж. убьет себя. Позже из
газеты она случайно узнала о
самоубийстве Ж., сославшегося в своей
предсмертной записке на растрату
казенных денег. Вечером того же дня она
получает прощальное письмо от Ж. Любовь
к Вере он называет «громадным счастьем»,
посланным ему Богом. Признается, что его
«не интересует в жизни ничего: ни политика,
ни наука, ни философия, ни забота о
будущем счастье людей». Вся жизнь заключается
в любви к Вере:
"И Пусть я был смешон в Ваших глазах и в
глазах Вашего брата <...> Уходя, я
в восторге говорю: Да святится имя Твое".
Князь Шеин признается: Ж. не был
сумасшедшим и сильно [Любил Веру и оттого
был обречен на смерть. Он
разрешает Вере Проститься с Ж. Глядя на
покойного, она «поняла, что та лю-
бовь, о которой мечтает каждая женщина,
прошла мимо нее». В лице мертвого
Ж. она заметила «глубокую важность», «глубокую
и сладкую тайну»,
«умиротворенное выражение», которое «она
видела на масках великих
страдальцев — Пушкина и Наполеона».
Дома Вера застала
знакомую пианистку — Женни Рейтер,
которая сыграла
ей именно то место из второй сонаты
Бетховена, которое казалось Ж. самым
совершенным — «Largo Appassionato». И эта музыка
стала обращенным к Вере
загробным объяснением в любви. Мысли Веры
о том, что «мимо нее прошла
большая любовь», совпали с музыкой, каждый
«куплет» которой заканчивался
словами: «Да святится имя Твое». В самом
конце рассказа Вера произносит
только ей понятные слова: «...он меня
простил теперь. Все хорошо».
У всех героев рассказа, не исключая Ж., были
реальные прототипы. Критика
указывала, однако, на связь «Гранатового
браслета» с прозой норвежского
писателя Кнута Гамсуна.